Доброе мировоззрение.
Добро и зло
Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха:
- Что такое "хорошо"?
И что такое "плохо"?
(В. В. Маяковский)
Хотелось бы поговорить с вами на весьма
важную тему, обдумать ее с разных сторон, постараться добиться в ней максимальной
ясности. Тема эта стара как наш мир (в прямом и переносном смысле). Ее
обсуждало бесконечное число мудрецов и философов, ее объясняли и трактовали
многие пророки. Мало того, любой человек, живущий на земле, хочет он того
или нет, постоянно с ней сталкивается и решает ее для себя по-своему.
Никто не может пройти мимо нее, ведь так или иначе, но в этой теме скрыта
вся суть нашего мироздания, а проблемы, которые она поднимает, являются
первостепенными как для каждого человека в отдельности, так и для человечества
в целом. Да, конечно же, это тема: "что такое добро и что такое зло".
Люди всю свою историю пытались разобраться с этими вопросами. Самые достойные
из них успешно находили правильный ответ и пытались донести его до других.
Но жизнь такова, что истинный ответ на эти вопросы человек способен обрести
ТОЛЬКО САМ, исходя из своего личного опыта и идя по своему Пути. Ведь
эти вопросы равносильны таким как: "Что такое Любовь?", "А
есть ли Бог?" и т. п. Поэтому мы не будет уподобляться другим и навязывать
какие-либо ответы, это было бы бессмысленно. Просто рассмотрим некоторые
аспекты этой важной темы и призовем вас подумать над этим и поскорее найти
свои ответы. Рассматривать это мы будем, в первую очередь, с позиций зороастризма,
древнейшей мировой религии, чье учение считает понятия добра и зла самыми
важными.
Актуальность данного разговора обусловлена некоторыми причинами. А именно
тем, что недавно произошло соединение Белой и Черной Луны, которые воплощают
в себе, как учит авестийская астрология, добро и зло, их космические циклы.
Это соединение, как известно, последнее в Эпоху Гумизишн (смешения добра
и зла), за которой последует Эпоха их разделения Визаришн, случившееся,
к тому же в кольцеобразное солнечное затмение. Символично, что их соединение
проецируется в знак Рыб, той Эры, которая сейчас тоже заканчивается. Все
это говорит о значимости данной проблемы. Ведь худший вариант такого соединения
понятия добра и зла смешиваются, путаются, у людей возникают сложности
в их различении.
Павел Глоба
одобре и зле
До сих пор в нашем сознании остался дуализм.
Часто определяют наш мир, как создания дьявола. Но дьявол не создавал
этот мир, он пришел на готовенькое, потому что той гармонии, которая существует
в нашем мире, он бы не смог создать. Зло не может ничего творить. Посмотрите
на вирус - он совершенен, он целесообразен по своей структуре. Он не может
усложнять свою изначальную структуру, не может меняться. Кроме приспособления,
сбрасывания оболочки у него ничего нет.
Зло появляется тогда, когда появляется выбор. За зло Господь Бог не ответственен.
Зерван тоже не отвечает. Зло - это выбор, последствие выбора. Для того,
чтобы оградить мир от последствия этого выбора, необходимо было создать
ограничение во времени, временную стену. Было создано время Корана, то
есть от начала до конца, и время стало необратимо, пока существует где-то
зло, как следствие выбора. Пока это зло в нас существует, и мы можем его
сделать и от него не избавились - у нас стрела этого времени будет направлена
из прошлого в будущее, изменить его мы не можем, пока от зла не избавимся.
Мы можем его как угодно продлевать, пытаться за счет чужого времени вырваться,
а все равно мы когда-то умрем, потому что у нас есть грех, в нас есть
зло. Раз зло не побеждено, время всегда будет необратимо от прошлого к
будущему. Растянуть мы его можем, победить не можем. В вечность его превратить
тоже не можем.
Зерван создал на равных условиях и Хормазда, и Ахримана, которые должны
были вместе порождать единство многообразия всех мировых явлений. У каждого
есть право выбора от верхнего до нижнего уровня. На любом уровне сущность
может выбрать зло, может выбрать не зло, может сделать один выбор, может
сделать другой выбор. Зло появляется только тогда, когда этот выбор сделан.
Есть элемент неопределенности, на который идет Господь Бог. Это может
быть только вследствие силы Божьей, а ни его слабости. В противном случае
Господь Бог бы себя ограничил, был бы не всесилен. А так как он всесилен,
он может позволить себе даже неопределенность, потому что он включает
в себя все варианты этой неопределенности и этой непредсказуемости. В
мире Господа Бога всё предсказуемо для него и всё абсолютно не предсказуемо,
все варианты возможного многообразия и все варианты выбора: все вместе
в Господе Боге сходятся, потому что они и есть Господь Бог. Господь Бог
за зло не несет ответственности, потому что он предоставляет каждому право
его свободного выбора с начала и до конца. Несем ответственность мы за
сделанный выбор. А он нас просто ограничивает от того, чтобы зло не распространилось
всюду. Самое лучшее такое ограничение - это время, это смерть. Всё когда-то
умирает. Сделал выбор в сторону зла - обречен на смерть, смерть есть следствие
выбора в сторону зла. Зло обречено смертью, зло не вечно. И в этом как
раз, соизволение Божье. Человек имеет право на то, чтобы сделать выбор
в сторону зла, но он должен знать, что обречен на смерть, обречен на муки,
на страдания. И чем больше он принесет мук другим, тем больше мук вернется
к нему. Незнание этих законов не освобождает от ответственности. Это мудрость
Божья, который устроил именно так, а не иначе. Любое другое устройство
мира для Бога является каким-то мелочным и ограниченным. Вот именно это
- свидетельство силы Божьей. Бог идет на непредсказуемость, чтобы отделить
от себя часть и дать возможность поступать так, как нам хочется, по своему
соизволению. И единственное ограничение - это смерть, т.е. ограничение
во времени, отречение от Вечности, Вечность будет закрыта, а смерть открыта.
И самая страшная смерть будет у Ахримана, потому, что ему больше дано,
в нем больше гордыни, ему есть, что терять. Но даже у него есть право
выбора до конца, более того, до конца не предопределено то, что он может
не покаяться. Ахриман может покаяться даже в самый последний момент, когда
мир будет уничтожаем. Даже он имеет право сказать: '' Я больше не хочу
зла ''. Правда для него это будет чревато страшными мучениями, любой ад
для каждого в отдельности человека покажется ему раем. Он должен будет
пройти все круги ада, должен за всё расплатиться, за страдания всех людей,
всех существ в мире, которым он нанёс вред, воде, огню, земле и т.д.,
за всё, что он натворил, он должен ответить. И Ахриман может покаяться.
Но это очень мало вероятно, практически невероятно, т.е. почти равно нулю,
но все-таки не равно нулю, все-таки милость Божья простирается даже до
этих пределов. А это говорит о том, что Господь Бог дьявола не боится,
он настолько его сильнее, что ему все равно, покается он или нет. Бог
дает возможность дьяволу выжить, если он этого попросит, если он действительно
покается. Это говорит о бесконечной силе Бога, который никого не боится
и которому этой борьбы просто не нужно. Он ставит временные пределы, ограничения
для нас, это нужно нам, но он не делает фатальным этот мир. Он все равно
где-то разомкнул это кольцо. И опять же потому, что он ничего не боится.
Все шаги этого дьявола на 1000 ходов вперед ему известны, все возможные
варианты выбора. И если сущность какая-нибудь не задействовала эту систему
зла никак, не согрешила в мыслях, словах, делах, то ей дьявол не страшен,
она варой ограждена, дьявол бегает где-то рядом. Такой человек живет в
радости и в счастье. Вот что надо делать, вот к чему надо стремиться,
тогда зло тебя просто не коснется. Единственное, этот человек не может
жить отдельно от других, ему надо будет спасать других, защищать других.
Это более сложная задача.
Раз мы появились в этом мире, значит не полностью защищены, значит все-таки
осквернение-то есть у всех. Вот эту греховность свою тоже надо чувствовать,
надо понимать - безгрешных людей нет, безгрешные люди на Земле не появляются,
безгрешные люди живут на Небесах. Покаянием является образ жизни. Если
образ жизни будет соответствовать, каждый человек будет жить в здоровье,
в радости, не будет утруждать себя насильственной аскезой или наоборот
распутством, будет жить в мире, в гармонии, в равновесии, в спокойствии,
в мудрости, в развитии. Каждый день такой жизни - это пинок под дых или
ниже живота Ахриману. Каждый год такой жизни - это перекрытие ему дыхания.
Зороастризм - это религия радости, счастья, гармонии, здоровья. И в этом
смысл, и это условие нормального проживания, и это, по сути, условие борьбы
со злом. Потому что отсутствие в человеке внутреннего стержня равновесия
позволяет злу овладеть им, он становится беззащитным перед злом.
В зерванизме всегда говорится - не привязывайтесь к формам. Как можно
меньше внешних атрибутов. Да, нужно изучать традиции, но не забывать,
что как только мы начинаем уверовать в какую-то форму знаний, форму какой-то
традиции, в эту форму может поселиться вирус, потому что зло без формы
существовать не может. Форма для него есть маска, маскировка, и если лишить
его формы, то зло обнажается, оно голое, оно очевидно.
Авеста четко объясняет причину происходящего.
Текст "Меног-и-Храт", записанный при Сасанидах как переложение
одного из Насков Авесты сообщает следующее.
"Люди при первоначальном творении были так мудры, что, когда они
совершали благодеяния и грехи, то они своими глазами видели награду за
благодеяния и наказание за грехи, и ни один грех не исходил от людей.
А затем лживый ахриман скрыл награду за благодеяния и наказание за грехи,
и именно об этом сказано в Авесте: "Из всего зла, что создал для
творений Ормазда проклятый лживый дух, он скрыл четыре вещи, что наихудшее
и тяжелейшее, а именно: вознаграждение за благодеяние, за грех наказание,
мысли людей и конец дел". И по этой причине он распространил по миру
много религий и греховных верований".
Отсюда и возникает столько сложностей с различением добра и зла. Чтобы
преодолеть дьявольское наваждение Господь Бог, Ахура Мазда посылает людям
пророков, Саошьянтов (Спасителей), которые с помощью благого учения помогают
людям разобраться в этом. А ангроманью, противодействуя этому, посылает
лжепророков, лжеучителей, чтобы запутать людей и сбить их с пути истинного.
Если рассмотреть основное содержание религии, то большую часть в ней занимают
указания какие деяния во благо, а какие во вред. Причем благо и вред не
для тела человека, а для его духа и души (его истинного "Я").
В религии все дела расписаны на благие и греховные. За первые человека
ожидает поощрение, а за вторые наказание. Таким образом, выправляется
самое страшное злодеяние ахримана. Наиболее полное и точное перечисление
всех дел содержится в зороастризме (как в древнейшей и материнской религии
для других), где эта тематика детально и досконально проработана, а главным
принципом является совершение благих дел при благих мыслях и словах и
полное отречение от всего злого.
Казалось бы, раз все тут четко объяснено, то никаких проблем быть не должно.
Но, увы, все не так просто. Мы подходим к основной проблеме этого вопроса,
о которую, к сожалению, спотыкается столько людей. Всем известно, что
добро и зло понятия чисто человеческие, граница между ними проходит через
сердце каждого. При этом не надо забывать, что эти понятия вселенские
и носят абсолютный характер. Добро и зло существовали в нашем мироздании
еще до появления человечества на земле. Об этом говорится в Бундахишне,
например, когда Ахура Мазда советовался с Фравашами. Природа, окружающий
нас мир находятся вне этого. Любое стихийное бедствие, охота хищника на
жертву и т. д. все это ни то и ни другое. А у людей не так, любое их действие
относится ими самими же любо к добру, либо к злу. И здесь многие теряются,
не могут провести четкую границу. Возникают разговоры об их относительности,
о том, что нет такого добра, которое не причинило бы кому-нибудь зла и
т. д. Т. е. все происходит, как описано в вышеуказанной цитате из Авесты.
Часто от людей (в том числе и тех, кто изучает зороастризм) слышен вопрос:
"Вот, вы призываете делать добрые дела и не делать злые. А что это
такое? Как их различить? По какому принципу? Скажем, хочешь сделать доброе
дело, например, помочь материально нуждающемуся, а вдруг он это не правильно
поймет или использует помощь не во благо и это дело уже не будет добрым?
Как тут быть?"
Ответ на этот очень простой вопрос всем давно известен, но про него забывают,
не знают или не хотят знать. А ведь каждому важно осознать его. Суть ответа
меру между добром и злом в человеке определяет Любовь в сердце. Только
она позволяет человеку сделать правильный выбор в сторону добра в любой
ситуации. В этом главная задача человека на земле. По сути человек здесь
свободен только в этом выборе и им он определяет свою дальнейшую судьбу.
В этом заключается основное содержание зороастризма.
"Но какая-такая любовь? - спросите вы. Ведь это такое затасканное
слово, почти ничего сейчас уже не означающее". Чтобы ответить на
это, давайте обратимся к христианству, к его наипервейшим заповедям, которые,
конечно же и в зороастризме стоят на первом месте. ( Кстати, упоминание
христианства и обращение к нему здесь, в зороастрийском издании, ничего
осудительного не имеет. Зороастрийцы благословили Христа, признали его
пришедшим после Заратуштры Спасителем, который должен был принести часть
утраченной Авесты. Поэтому, для прояснения ситуации, мы можем многое почерпнуть
из него).
Первая заповедь христианства указывает "возлюбить всем сердцем, всей
душой, всем разумением Бога", а вторая учит "любить ближнего,
как самого себя". Русский философ И.А. Ильин в своем фундаментальном
труде "О сопротивлению злу силой" говорит: "Исполнение
первой заповеди открывает человеку Бога. Но именно поэтому исполнение
второй заповеди невозможно вне первой и помимо первой. Любить ближнего,
как самого себя, может только тот, кто нашел и утвердил в себе Сына Божия
". Именно такая любовь, духовная, выше всего ценящая божественное
начало в человеке, его дух, и является той мерой разделения добра и зла
внутри человека. Она отнюдь не равна чувству жалости, сентиментальности.
Она может быть суровой и наказывающей, если ничто другое не может пробудить
и проявить духовное начало в человеке. Эта духовная любовь живёт в каждом
из нас, проявляясь как голос духа, совести. Ведь не даром говориться,
что царство Божие внутри нас. И наша задача суметь развить и укрепить
в себе способность совершать доброе, руководствуясь этой самой духовной
любовью, преодолев и искоренив все злое в себе. Постоянно практикуя такую
любовь, человек ни на мгновенье не усомниться в Боге и будет ясно видеть
смысл своей жизни.
Кто растворен в любви, в том воскресает
Бог.
В ней скрыты смысл и цель Его существованья.
"Бог есть любовь…"Аминь! Любовь есть содержанье
Обретших плоть и кровь божественных забот.
(Владимир Васильев)
По зороастрийскому взгляду на жизнь, зло
и все отрицательное в мире представляют собой только тень, временное состояние
помрачения, которое по своей природе конечно. "Зло подобно тени,
отбрасываемой предметом на солнце. Необходимость зла в мире равна физическому
закону света и тени. Подобно тому, как источник света находится вовне,
а тень отбрасывают лишь непрозрачные предметы, так и зло существует в
мире лишь вследствие наличия в нем "непрозрачных душ", которые
не пропускают божественный свет". Человек, совершающий злые дела
(осознанно или нет), делает себя непрозрачным для света и увеличивает
зло в мире. Любой поступок определяется ТОЛЬКО СВОБОДНЫМ ВЫБОРОМ человека,
и каким он будет, добрым или злым, зависит от самого человека. Зороастрийцы
говорят, что Бог есть объективное добро, тогда как зло ложь и тень тени,
оно есть утрата меры отношения, дробление божественной единицы, подмена
ее ложной. "Злое начало появилось в мире тогда, когда нашлось сердце,
способное чувствовать злобно то, что не есть зло по существу. Человеку
задана задача поиска истинной меры в себе, что есть зло, а что добро.
Он будет постоянно жить между них, пока не поймет, что истинное осуществление
он сможет найти только в Боге, пока добро не станет его сущностью".
Первоисток зла в мире гордыня, самость, эгоцентризм, а проявление через
ложь. Ведь если тщательно проанализировать все грехи, то они будут производными
от этого. Поэтому Христос говорил: "Кто хочет душу свою сберечь,
тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее"
(Матфей 16.25). Исходя из этого, нужно не только осознавать свою уникальность,
творчески развивать свои таланты и способности, но и заботиться об окружающем
мире (его целостности и гармоничности развития), о других людях (имеется
в виду, конечно, их духовное начало). Этому же учит и зороастризм. Не
случайно судят о человеке, добрый он или нет по его отношению к другим,
к окружающему миру.
По поводу посмертной участи души. Получается, что при жизни все мы судим
о добре и зле, исходя из своего внутреннего представления об этом, а также
исходя из учения религии. Но после смерти мы будем судимы высшими сущностями
(дважды на сороковой день после смерти и перед Фрашегирдом, Судным Днем)
исходя из абсолютности понятий добра и зла. Нас будут судить по тому как
мы смогли разобраться в этом вопросе, взвешивая на весах все доброе и
злое в нас. И очень важно, чтобы наша внутренняя (относительная) мера
была равна высшей (абсолютной). А это практически невозможно без знания
учения религии.
Существует мнение, что мир наш создан двойственным и все в нем это как
бы две разные стороны одной медали мужчина и женщина, день и ночь, активное
и пассивное, темное и светлое, горячее и холодное, жизнь и смерть, правое
и левое и т.д. И некоторые люди, признающие существование добра и зла
здесь, делают вывод, что они тоже из этой категории, т.е. практически
равны. Для зороастрийца такое суждение просто является недопустимой ересью.
Для него добро и зло не относительные и тем более не равные понятия, а
абсолютные и противоположные. Как болезнь, хоть и является антитезой здоровья,
но нисколько не равной ему по значимости. Болезнь может существовать,
лишь паразитируя на здоровом организме, тогда как здоровье это самостоятельное
и независимое понятие. Так свет существует сам по себе, исходя из какого-либо
источника, тогда как для тьмы необходимо отсутствие света, чтобы его что-то
заслонило (не существует же источника темноты).
Рассмотрим теперь другой аспект этой проблемы. Грехи, неправедные поступки,
перечисленные в религиозных источниках, вызывают у людей двойственное
отношение. Некоторые из них не вызывают никакого сомнения, что да, это
плохо (например, убийство, воровство), а некоторые недоумение: "А
почему? А что в этом плохого?" Возьмем, хотя бы, грех номер один
в зороастризме, не имеющий прощения - противоестественная половая связь.
На первый взгляд кажется, что ничего плохого в этом нет, что они никого
не обижают, мало ли чего захочется. Действительно, видимого вреда от этого
как бы и нет. Учение же Доброй Религии объясняет, что этот грех открывает
ворота злу в наш мир, что люди им занимающиеся уподобляются духу зла,
который породил, таким образом, всех дайвов. И не случайно, чтобы стать
сатанистом, масоном, обязательно нужно пройти через этот грех. К интересному
"научному" наблюдению, связанному с этим пороком, пришел Л.
Н. Гумилев. Исследуя историю человечества, известный ученый смог подметить,
что в этносе, приближающемуся к своему упадку и гибели, число людей, подверженному
этому греху значительно возрастает. Т.е. когда этнос на подъеме, защитные
силы, иммунитет у него велики, тогда извращенцев в нем мало. Иначе говоря,
это явление сродни заболеванию, вирусу по отношению к этносу.
Вот что на эту тему говорит Павел Глоба:
"…На Земле именно извращенец является носителем самого страшного
зла. Потому, что он рождает здесь зло. Через него оно приходит. Оно имеет
гораздо более тонкую природу. Зороастрийцы никогда даже рядом не находились
с носителями сексуальных извращений. Считается, что если на тебя упала
только тень извращенца, то ты считаешься в течение трех дней оскверненным
и ты должен не вкушать (скоромной) пищи, очищаться, отмываться. Если ты
слышал его голос и не прочитал молитвы - ты тоже осквернен несколько часов.
Каждый день мы включаем телевизор и все время слышим. Мы же все время
осквернены. Нам поэтому и навязывают это осквернение, что мы в этом грехе
постоянно варились. Это не значит, что с такими не нужно общаться, бежать
от них. Просто надо знать, что это люди больные, что к ним нельзя относиться
как к нормальным, здоровым людям, ни в коем случае. Единственный шанс
им выйти из этого круга - это осознать, что они изначально осквернены
и хотя бы постепенно попытаться из этого выйти. У некоторых это получается,
некоторым помогают. Феликс Юсупов - известный человек, убийца Распутина
был излечён самим Распутиным от гомосексуализма. Отплатил ему за это такой
чёрной неблагодарностью. Видать, он на всю жизнь запомнил прелести этого
извращения, но его уже не тянуло. В своих воспоминаниях, опубликованных
в конце его жизни, он с какой-то горечью вспоминал, что Распутин лишил
его единственной радости жизни, что после излечения он не хотел иметь
никакой связи с мужчинами. И он вспоминает это как тяжкое разочарование.
Оказывается на этой почве он его и убил. Так что оказывается эта болезнь
излечима. Смотря, кто лечит, насколько человек сам хочет от этого избавиться".
Юлия Самоделова:
"Люди, подверженные греху номер один, имеют максимальную концентрацию
отрицательной родовой кармы. В Видевдате они называются уже дайвами, а
не людьми. Отсутствие тяги к противоположному полу знак прекращения своего
рода. У таких людей отсутствует глубинное ощущение своей половой принадлежности
на уровне инстинкта. Так срабатывает биологический механизм прерывания
рода, т.е. кармического воздаяния безнадежно осквернившемуся роду. В отличие
от бесплодия, которое часто является личными кармическими проблемами человека,
искажение полового восприятия обычно в той или иной мере присутствует
у всех представителей одного колена в роду (т.е. двоюродного родства).
Об этом, в частности, хорошо описано у Григория Климова в книгах "Князь
мира сего", "Имя его легион".
Носители греха номер 1 разделяются на две большие группы. К вышеописанной
группе относится только часть гомосексуальных людей. Это, как бы извращенцы
по рождению. Их меньшинство. Остальные биологически нормальные изначально
мужчины и женщины, которые были совращены и поддались искушению попробовать
острых ощущений в сексе.
Ко второй группе относятся творческие люди, высоко образованные, которые
могли бы стать духовной элитой общества. Они имеют тонкую душевную организацию
и широкий диапазон эмоционального восприятия. Поэтому они являются наиболее
интересными объектами для совращения, "лакомыми кусочками" для
бесов. Их искушают наиболее изощренными способами. А у них может просто
отсутствовать критерий оценки добра и зла в сфере сексуальных отношений.
Несмотря на это, незнание не освобождает от ответственности. Тем более
что кому более дано, с того и спрос больше".
Итак, нынешнее человеческое мировосприятие
такого, что людям многого не видно. Им сложно разглядеть свое духовное
начало, увидеть причины и последствия совершаемого, не понять, как миры
света и тьмы воздействуют на нас. Хорошо, если в человеке развита совесть,
и он живет, руководствуясь ею и духовною любовью своего сердца. В противном
случае, человеку очень сложно правильно сориентироваться в вопросе различения
добра и зла, отличить хорошее от плохого, трудно понять смысл жизни и
решить свои задачи на земле. Почему так произошло, мы говорили в начале
статьи, упоминая "Меног-и-Храт". Вот поэтому и нужна Добрая
Религия, чтобы помочь людям вернуть утраченное знание и суметь с честью
и достоинством прожить жизнь.
Выходит, что человеку, чтобы быть истинно добрым следует найти золотую
середину в следующем. С одной стороны ему нужно доверять Учению, соотнося
свою жизнь с его указаниям и запретам, с пониманием того, что что-то в
нем всегда будет за пределами его понимания. С другой стороны, надо постоянно
мерить себя и свои поступки своей совестью, с любовью, живущей в сердце.
Только тогда человек сможет с честью пройти свою тропу Арты, Истины.
Материал подготовил Старостин
Константин.
Отношение
зороастрийцев к здоровью
|