ОТРАЖЕНИЕ.

 
  День сурка
  Стихи
  Песни
  Геркулес
  Осторожно - желания! Они могут сбыться!
  Миры Роберта Шекли - писателя Фрашегирда
  Рай и ад. Еще один взгляд
  Уважаемые читатели! Мы предлагаем вашему вниманию новую рубрику в нашем журнале - "Отражение". В ней мы будем рассматривать, каким образом в различных произведениях творческих людей (кинофильмах, книгах, песнях и т.д.) отражается суть нашего мироздания с точки зрения зороастризма. В этом древнем учении говорится, что в любом творческом человеке, творение которого достойно и пользуется большим интересом и популярностью у других людей, проявляется хварна, божественная благодать, отмеченность свыше. Хварна позволяет этому человеку уловить ту или иную грань нашего мира и отразить ее в своем творении. Чем более близко к истине и талантливее это будет сделано, тем больший отклик к этому произведению будет у других людей. Учение зороастризма является первоистоком почти для всех известных сегодня традиций и религий. Оно наиболее полно, объективно и истинно описывает и объясняет строение нашего мироздания, процессы, происходящие в нем. Поэтому с его позиций мы и будем оценивать работы творческих людей.
Мы будем очень рады, если вы, наши читатели примете активное участие в этой рубрике. У каждого из вас найдется любимое кино, книга, песня, которые на ваш взгляд удачно отражают происходящее в нашем мире и вы хотите, чтобы про это отражение узнали другие. Тогда, пожалуйста, пишите нам в редакцию журнала и наиболее письма будут опубликованы.
Открываем мы новую рубрику рассмотрением понравившимся многим фильма "День сурка"

КАК ПРОСНУТЬСЯ В СЛЕДУЮЩЕМ ДНЕ?

Главный герой фильма Фил, отправившись в городок на западе штата Пенсильвания для снятия репортажа о празднике Дня Сурка, попадает там в фантастическую ситуацию. Дело в том, что для него повторяется только один день - 2 февраля. Он просыпается только в нем и для него все происходит одинаково - одни и те же события, встречаются одни и те же люди. Поначалу это ему становится забавно и он начинает развлекаться, делать что захочет. Чтобы он не делал (гулял, развлекался, воровал), ему все сходит с рук и он снова и снова оказывается в дне 2 февраля. Но, через какое-то время ему это начинает надоедать. В расстройстве от безвыходности ситуации он пытается покончить жизнь самоубийством, но даже после него он все равно попадает ту да же. По ходу фильма он пытается завоевать сердце девушки, коллеги по работе. Пользуясь сложившейся ситуацией, он каждый день узнает ее интересы, чтобы на следующий день суметь понравиться ей. То есть он поступает нечестно, с помощью обмана и лжи пытается достичь своей цели (что в любом случае плохо), завоевать ее сердце. Но это ему не удается. Он не знает чем занять предоставившийся ему безграничный лимит времени. От нечего делать он занимается всякой ерундой, например, сумел научиться кидать карты в шляпу с большого расстояния. Но в конце концов он понял, что надо делать, чтобы попасть в следующий день. Он стал развивать свои творческие способности (научился музыке, скульптуре), прочитал много книг, стал делать очень интересные репортажи. При этом он стал думать не только о себе, но и о других людях, стал помогать им по мере возможностей. В результате эта девушка сама обратила на него внимание и выбрала его, ведь он стал достойным человеком. И только после этого он наконец-то смог проснуться в другом дне.
Мораль этой красивой сказки очень проста. Ключ к ее раскрытию произносит собеседник главного героя. Фил ему рассказывает, в какую необычную ситуацию он попал. В ответ на это собеседник говорит, что в этом ничего странного нет, что для него жизнь проходит так же, как бы повторяя один и тот же день. Работа, дом, отдых и все снова по кругу. Ведь если вдуматься в это, то большинство из нас живут именно так, по сути, просыпаясь в одном и том же дне, стоя в своем развитии на месте. По учению же зороастризма каждый человек в потенции является творцом целого мира и имеет в зародыше гигантские способности. Так когда-то наш Создатель смог достичь вершины развития и постигнув Зервана, Бога Абсолюта, построить наш мир. Поэтому зороастризм учит, что каждый человек не должен зарывать свои таланты в землю, а стремиться раскрыть все лучшее, что есть в нем, победив и преодолев все плохое в себе. Про это, кстати, много говорится в христианстве, притчах Евангелия. При этом нужно найти золотую середину по отношению к себе и к другим людям, т.е. в меру заботиться и о себе и о других. Только тогда наш бег по кругу сможет преобразиться в спираль.
Очень важный момент - он смог оказаться в дне 3 февраля при условии, что его полюбила девушка. Зороастризм говорит, что каждый из нас - половинка чего-то целого, и лишь найдя другую половинку - любимого человека, с ним во взаимной любви можно смоделировать утраченную целостность, максимально приблизиться к счастью и поставить барьер злу и несчастью. Тогда воссоздается некое подобие растерзанного ангроманью (духом зла) первочеловека - Гайомарта. Именно поэтому в зороастризме так много уделяется внимания взаимоотношениям между мужчиной и женщиной. Священный долг для зороастрийца создать счастливую семью и вырастить достойных потомков. Чтобы найти свою половинку не нужно бегать в ее поисках, любыми средствами пытаться привязать кого-то похожего на неё. Нужно просто стремиться стать достойным ее, идя дорогой света и добра. И тогда она сама к тебе притянется и выберет тебя из многих других, как это произошло в фильме. В этом случае у вас будет ощущение, что вы созданы друг для друга и вас свело вместе само Провидение.
Нужно немного пояснить, что понимается в зороастризме под путем света и добра, на котором можно встретить свою любовь. Он выражается в принципе "благая мысль, благое слово, благое дело". Благая мысль соответствует невидимому миру Меног, который в человеке проявляется через его дух. С ней связано осознание того, что ты являешься уникальной личностью и потенциальным творцом своего мира и в то же время ты лишь частичка целого, без которого ты не можешь существовать. Противостоит ей краеугольный камень всего зла - гордыня, присущая, к сожалению, каждому из нас, когда мы считаем себя лучше других и думаем, что весь мир нам что-то должен. Со злой мыслью связаны две крайности, в которых мы считаем, что мы либо всё, либо ничего. Через это в нас проявляется сам дух зла - ангроманью.
Благое слово связано с промежуточным миром Ритаг и с ним соотносится правда, истина, которые в зороастризме выражаются понятием Арта, Аша. Злое слово выступает против них в виде лжи, друджи, с помощью которой зло может прикрываться красивой оболочкой, обманом вовлекая людей в свой порочный круг. Ложь искушает душу человека, пытаясь найти оправдание для злых мыслей и дел. И только правда способна ее одолеть, не дать нам сбиться с пути.
Наконец, благое дело соотносится с проявленным, материальным миром Гетиг, в котором все мы живем. С ним связана забота о сохранении нашего мира, всех благих творений в гармонии и целостности. Мир Гетиг в человеке - это его тело, храм для духа и души, пренебрежительное отношение к которому является грехом для зороастрийцев. Злое дело соотносится с демоницей Аз, страхом, под воздействием которого мы как кролики перед удавом теряем свою волю и становимся способны на любой проступок. Любое бессмысленное разрушение, уничтожение кого-то или чего-то связано с этим. И только стремление к свету, совершению добрых дел позволяет укрепить волю и одолеть страх.
Интересно порассуждать о том, почему всё происходит 2 февраля, а не в какой-то другой день года. Ведь все не случайно, тем более в таких фильмах. Нумерологически это 02.02. - две двойки. Двойка - это двойственность, выбор одного из двух. Именно эта проблема и была главной для героя. Его выбор: оставаться прежним и жить всегда только в одном дне или же измениться в лучшую сторону и попасть в следующий. Похожий выбор, в принципе, стоит у каждого из нас. Это же подтверждает и положение Солнца в середине знака Водолея, связанного с выбором, разделением на живую и мертвую воду. Сам фильм вышел в 1993 году и если рассмотреть гороскоп на 2 февраля 1993 года для этого места, то можно наблюдать уникальную космическую констелляцию планет. В этот день было соединение Урана и Нептуна, попавшее точно на восход, плюс переход Венеры через границу Зодиака, из Рыб в Овен. Это во многом объясняет ту фантастическую ситуацию, описанную в фильме.
Вернемся к фильму. Там говориться о том, как важно ценить время, в котором ты живешь. Для зороастрийцев это было неотъемлемой частью жизни, ведь они знали, что через время проявляется сам Зерван, бог Абсолют. Зерван имеет две грани: бесконечное время акарана, непостижимое и непознаваемое пока для нас, и ограниченное время карана, в котором мы живем, и которое является ловушкой для зла, проникнувшего в наш мир. Человек обязан беречь и ценить время, отпущенное ему в жизни, стараться наполнить его смыслом и провести с пользой для себя и других. Как в старом анекдоте: больной спрашивает у врача: "Я буду жить?", на что врач спрашивает: "А смысл?"
К сожалению, многие из нас уподобляются герою в начале фильма и относятся к отпущенному им времени крайне пренебрежительно, растрачивая его часто просто попусту. Поэтому и получается, что мы живем все время как бы в одном и том же дне. А ведь попасть в следующий день так просто, сначала нужно хотя бы захотеть этого. Герой фильма смог решить эту задачу, а сможем ли мы?

Подготовил Старостин Константин.
24.10.2000.


Стихи.

Какая удивительная вещь - стихи! Кто не увлекался в юности этой пленительной страстью к сочинительству. Чудо рождения нового манит необъяснимостью. Притягательна сама атмосфера творчества: стихи рождаются обычно ночью, когда поэт-прорицатель остается один на один с миром вещих слов, образов и ритма. Он объят силой нисходящего вдохновения и, кажется, не принадлежит в такой момент миру людей.
Что же за сила заставляет излагать мысли размеренным слогом поэтических строк, как поток образов рождает связное повествование, со своим сюжетом, развивающимся действием? Что ведет перо поэта от сточки к строчке, словно мерно накатывающийся прибой? Это ритм. Очень редко первым рождается и ведет за собой какое-то слово, чаще сначала возникает именно он (спросите у знакомых поэтов). И уже дальше ритм ведет за собой слова, они как щепки, принесенные океанскими волнами, покачиваясь на них, знаменуют своим появлением крушение чуда - неизреченного смысла еще не оформленной словами мысли.
Почему же так разнообразен узор образов, сюжетов и настроений? Почему пророческой силой откровения обладают считанные строки даже у величайших поэтов? А не лежит ли разгадка в истоке произведения - том самом ритме, который ведет за собой, служит толчком, отправной точкой? Тогда становится понятным, что разные личности, в силу своих особенностей могут улавливать лишь колебания струн особой частоты созвучных отзвукам в их сердцах. И лишь немногим, кому удалось отрешиться от ограниченности своего "Я", удалось соприкоснуться с тем универсальным, божественным ритмом, силой которого поддерживается весь наш мир. И их слово пребудет во веки, пока мир жив любовью Создателя.
С древних времен были известны разные ритмы стихосложения, и связь между ритмом и содержанием поддерживались в гармоническом единстве. Стихи и не декламировали - это был синтетический жанр, наподобие музыкальной импровизации - чтение нараспев под аккомпанемент строго определенных инструментов, но были и песни. В любом случае, роль ударных инструментов была ведущей, задающей темп.
Попробуем на примере какого-нибудь поэтического отрывка проследить эту неуловимую связь между ритмом и содержанием.

  Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам.
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам…
 

Посчитаем количество слогов в строках, будем различать, согласно поэтической традиции, слоги ударные и безударные. Ритмический рисунок строится из чередования слогов в строках до полного повтора картины чередования. Итак, посчитаем:

  Как ныне сбирается вещий Олег
^ /^ ^/^^ /^ ^/ = 11 слогов
Отмстить неразумным Хазарам
^/ ^^/^ ^/^ = 9 слогов
 

В последующих строках размер полностью сохраняется. И лишь последние две строки имеют размер такой же, как и первая, с некоторым чередованием ударных и безударных слогов.

  С дружиной своей, в цареградской броне, =11 слогов
Князь по полю едет на верном коне. =11 слогов
 

Применим нумерологическое суммирование: 11+9=20=2
Для нашего анализа воспользуемся известным сопоставлением чисел и планет, как наиболее универсальным ассоциативным ключом. Что такое 2 с точки зрения учения о числах? Дух древности, заупокойная тоска, печаль, меланхолия, кладбищенские мотивы, "преданья старины глубокой". А что мы видим в сюжете "Песни о вещем Олеге"? Ту самую печаль, постоянно витающую над главным героем обреченность и притяжение могильного холода, так причудливо и неотвратимо его настигающие, сцену тризны. Все это усугубляется повторением рокового числа 22, в которое складываются две последние строки - приговор Высшего Суда, непонятный никому, кроме вещего старца. Число "кующего чертоги богов" Вулкана - еще не понятной никому грозной силы. Видимо поэтому, так многое строится на теме непривязанности к прекрасным, но преходящим вещам этого мира: ни к чему обладающему мудростью богатые княжеские подарки, и искусно сработанные цареградскими мастерами доспехи не способны защитить от судьбы своего обладателя, а верный и испытанный конь становится зловещим носителем роковой печати.
Ключевыми моментами "Песни" становятся тема веры, неотвратимости и хитросплетение человеческой судьбы - 11, Прозерпина. Видимо, не случайно рок настигает героя в момент слабости и неверия героя. Зачем он наступил на череп? Решил, что предсказание - бред безумного больного. В этот момент он и гибнет от яда - 9, Нептун, вторая ключевая тема, фактически его губит фальшивое видение вещей, иллюзорность всего, чем была наполнена его жизнь.


Песни

Открываем в этот раз новую грань в нашей рубрике. Творчество людей многогранно, оно проявляется совершенно в разных областях. Одно из самых ярких и популярных направлений в творчестве - это песни, которые сразу находят отклик у множества людей. Да, песня песне рознь. Но песня, наполненная смысловым содержанием, рифмой, ритмом и конечно же мелодией, как ничто другое передаёт стихию Амертата, Бессмертного Святого, связанного с Любовью, Бессмертием и Творчеством, с живой водой жизни. И если песня удалась, стала популярной, значит она затронула что-то в коллективном бессознательном человечества, отразила собой некую грань нашего бытия, и следовательно, она достойна рассмотрения в нашей рубрике. К сожалению, здесь мы можем приводить только текст песни, полностью прочувствовать и понять песню можно лишь прослушав её. Поэтому пожелаем вам найти и прослушать песни, которые мы будем указывать.
Ахура Мазду -Творца мироздания иногда называют и Великим Художником, который раскрасил наш мир всем разнообразием красок, которые мы, его дети, должны ценить и стараться сделать наш мир ещё более прекрасным. Поэтому первой мы публикуем песню Вячеслава Малежика "Любите сказки".

  Ночью, под тёплый дождик
Вышел чудак художник.
Люди спокойно спали,
Только чудак не спал.
Краски достал и кисти,
В зелень покрасил листья,
Небо помыл почистил
И голубым разрисовал.
  Люди, люди, любите сказки!
Люди, люди, цените краски!
  Утром, как будто в сказке
Ярко сверкают краски.
Ходит чудак художник,
Ждёт от людей похвал.
Люди идут скучают,
Красок не замечают.
Плачет чудак художник:
"Наверное, зря я рисовал".
  Люди, люди, любите сказки!
Люди, люди, цените краски!
  Или чудак художник сможет вас наказать.
Завтра, перед рассветом
Серым раскрасит цветом
Листья, траву и небо, и вам под дождиком гулять.
  Люди, люди, любите сказки!
Люди, люди, цените краски!

ЧТО НУЖНО ИСТИННОМУ ГЕРОЮ?

Сегодня мы рассмотрим в нашей рубрике мультфильм "Геркулес", вышедший в киностудии Уолта Диснея в 1999 году. На это сразу стоит обратить внимание, ведь этот год соответствовал по зороастрийскому календарю году Вертрагны ("Вертрагна" - означает "победитель Вриты", змея-демона). Это божество победы связано с мощью, силой, отвагой, победоносностью в благих делах. Вертрагной его называли в Персии, а в античном мире его также звали Гераклом или Геркулесом. Поэтому когда в год Вертрагны выходит фильм с таким именем, то он становится вдвойне интереснее, ведь в нем может отразиться мистериальная суть этого божества. Давайте посмотрим, как это удалось сделать создателям фильма.
Сюжет фильма основывается на древнегреческой мифологии, но при этом очень оригинален. По сути это новая сказка о Геркулесе. Хотя пока смотришь фильм, в который раз даешься диву американской безграмотности, в данном случае - поверхностному знанию древних мифов. Здесь настолько перепутаны все мифические герои со своими оригиналами, что просто невозможно приписать это специальному авторскому замыслу. Взять хотя бы то, что богини судьбы - великие и могущественные мойры Клото, Лахесис и Атропос, определяющие судьбы людей и богов и даже самого Зевса представлены в фильме в виде трех старых грай (граи охраняли путь к горгонам и именно их перехитрил Персей на пути к Медузе Горгоне). Ну да Бог с этим, ведь сказка, на наш взгляд, получилась удачная. Давайте вначале ознакомимся с ее содержанием.
Вначале фильма у Зевса и Геры рождается Геркулес. Так бы и вырос он богом на Олимпе, если бы Аид (главный злодей по сюжету) не узнал от мойр, что именно Геркулесу суждено помешать ему завладеть мировым господством, свергнуть Зевса. С помощью подручных бесов он похищает Геркулеса с Олимпа и пытается убить его, дав выпить яду. Но, по счастливой случайности, это не удается и последняя капля яда падает на землю. Геркулес не умирает и частичка божественной силы остается в нем, наделив его особой силой в сравнении с простыми людьми. Он вырастает у приемных родителей, так и не найдя применения своей силе.
Ну вот, в свой момент родители открывают ему тайну появления его на свет, и он, после этого, отправляется в храм Зевса, чтобы узнать - кто он такой? Зевс говорит ему, что он его сын и будущий бог. Но, чтобы стать настоящим бессмертным богом ему предстоит проявить себя и стать героем. Так Геркулес попадает к сатиру Филоктету, тренеру героев. Как следует натренировавшись, он отправляется совершать подвиги, чтобы заслужить свое место на Олимпе.
Обладая незаурядной силой, ловкостью и способностями, Геркулес совершает массу подвигов и становится популярным героем в народе. Но Зевс все равно не берет его к себе, говоря, что этого недостаточно, а ответ на свой вопрос Геркулес должен найти в своем сердце.
Тем временем Аид, узнав, что Геркулес жив и может помешать его планам, предпринимает тщетные попытки уничтожить его, насылая на него всяких чудовищ. Но, все впустую. В отчаянии Аид посылает девушку Мэгги, бывшую у него в подчинении, узнать слабое место героя. Выясняется, что слабых мест у него нет. Но при этом Геркулес и Мэгги влюбляются друг в друга. Этим воспользовался Аид. Пленяя Мэгги, он предлагает Геркулесу спасти любимую в обмен на утрату своей силы на день, чтобы Аид смог достичь своей цели. Здесь, на наш взгляд, происходит кульминационный момент фильма. Геркулес делает свой выбор - он жертвует целым миром ради спасения любимой. Некоторые не понимают, как так можно, ведь весь мир гораздо важнее одного человека. Так говорит рассудок. "А влюбленные часто поступают безрассудно". На самом деле любимый человек важнее целого мира. Предавая его, ты убиваешь любовь, а имеет ли право на существование мир без любви? Подумайте об этом, ответ на это находится в вашем сердце.
А сюжет фильма далее развивается стремительно. Устранив последнее препятствие, Аид, выпустив титанов, свергает богов с Олимпа и воцаряется на нем. Мэгги, ощутив всю силу любви, спасает Геркулеса, жертвуя собой. Благодаря этому, по условиям сделки с Аидом, к Геркулесу возвращаются силы и он легко спасает мир. Затем ему приходится пожертвовать собой, чтобы спасти любимую из царства Аида. И только после этого он становится настоящим богом.
Суть этой поучительной сказки такова. В каждом из нас есть частичка божественного начала. Мы можем раскрыть и развить свой талант, божий дар и добиться в этом больших результатов. Но истинными героями мы сможем стать, если сумеем открыть в своем сердце силу любви, суметь пожертвовать собой и целым миром ради любви, любимого человека как это сделал Геркулес. Только доброе сердце и настоящая любовь способны одолеть силы зла. Именно это и хотел донести до нас Вертрагна в своей сказке.

Подготовил Старостин К.В.

Мы по прежнему ждем ваших откликов, рассказов про ваши любимые произведения, в которых удачно отразилось наше мироздание.


ОСТОРОЖНО - ЖЕЛАНИЯ! ОНИ МОГУТ СБЫТЬСЯ!

Сегодня мы продолжим нашу рубрику рассмотрением весьма важной темы, которая нашла широкое отражение в произведениях творческих людей. Эта тема связана с желаниями, которые каждый из нас, так или иначе, загадывает и ждет их исполнения. Давайте посмотрим, что из этого может получиться.
Для начала рассмотрим ужасти к "Исполнитель желаний". Главный персонаж в нем - это джин. Но не тот добрый джин, всем известный по сказке про лампу Алладина, а некий злой демон, который обязан исполнять желания человека, освободившего его из заточения. Выполнив три его желания джин мог стать властелином мира. Но в средние века его замыслам смог помешать зороастрийский маг, заключив его в опал. (Здесь создатели фильма попали в точку, ведь астроминералогически опал - это камень обманчивых надежд, тайных страстей и пороков. Опал могут носить сильные люди, кто может побеждать в себе порочные тенденции). Спустя столетия этот опал из нечаянно разрушенной статуи Ахура Мазды через третьи руки попадает в руки героини фильма (При этом стоит отметить неточность - ни статуй, ни изображений Ахура Мазды у зороастрийцев не было. Считалось, что только живой, горящий огонь способен хоть как то отобразить Бога на земле). Девушка, освободив джина, была вынуждена загадывать три желания. Но перед этим, по ходу фильма джин набирается сил очень интересным способом. Он спрашивает у людей их желания и исполняет их, но, конечно же, по-дьявольски. Например, девушку, пожелавшую быть вечно красивой, он превращает в манекен; следователь, пожелавший взять убийцу с поличным, получает желаемое, но при этом гибнет очень много народу и т.д. От каждого исполненного желания сила джина возрастает, а души пожелавших обречены на страдания в аду. Наконец доходит очередь до девушки. Вначале она хочет узнать своего врага получше и попадает в его жуткий мир кошмаров и второе желание ей приходится тратить, чтобы вернуться обратно. Но, в конце концов, она все же одолевает джина, загадав желание, чтобы статуя осталась цела, а джин, заключенный в опал, по-прежнему оставался там. Таким образом, зло оказалось побеждено с помощью времени, что соответствует зороастийскому взгляду. По мифам Авесты Ангроманью, дух зла был побежден Ахурой Маздой с помощью времени, через которое проявляется в мире сам Зерван, Абсолют. Ангроманью, вследствие своего выбора оказался пойманным в ловушку этого мира, где правит конечное время, закольцованное из прошлого через настоящее в будущее. Мир света, связанный с вечностью, стал для Ангроманью недосягаем.
Этот фильм довольно мрачный, как и полагается ужастику и, посмотрев его, хорошо понимаешь, что в желаниях нужно быть осторожным. И действительно, как часто исполнившиеся желания оборачивались своей противоположностью и причиняли много бед. Не случайно говорится, что благими намерениями выстлана дорога в ад. Сюжет этого фильма призывает к тому, чтобы этого не случилось.
Другой фильм более веселый, ведь это комедия, которая отражает другую грань желаний. Он называется "Ослепленный желаниями" (уже многоговорящее название). Главный герой фильма влюблен в одну девушку и больше всего на свете желает, чтобы она была его. Довольно распространенное желание и, казалось бы, ничего плохого в нем нет. Но, узнав о его страстном желании, к герою приходит демон (самый красивый в истории кинематографа) и предлагает ему сделку - исполнение его семи желаний в обмен на душу. Герой соглашается, думая, что душа это пустяк, ни пойми что и совсем ненужное (хотя это наивысшая ценность для человека, связующая с духом, его истинным "Я"); подписывает контракт и понеслась… Все желаемое им исполняется, но это не делает его счастливым, скорее наоборот. Например, его первое желание было стать мужем этой девушки, богатым и влиятельным человеком. Это исполнилось, но оказалось, что она его терпеть не может, а сам он колумбийский наркобарон, которого все хотят убить. И так далее, всегда что-то получается не так. Интересно, все его желания легко связать с планетами септенара (вы сами можете сделать в качестве астрологической разминки). Ну, вот у него осталось последнее желание и дьявол уже вовсю его поторапливает, чтобы заполучить его душу. К счастью, к этому моменту герой уже стал мудрее и начал понимать опасность своих желаний. Ему помог в этом один человек, сказав, что душа принадлежит не нам, а Богу; что дьявол нас постоянно искушает, но в конце концов мы все же понимаем, кто мы есть на самом деле, если открывает для Бога сердце. Герой пытается отказаться от последнего желания, но по договору, все же вынужден его пожелать. И он желает, чтобы его любимая девушка была счастлива. И все, чары спадают, так по договору оказывается, что благое пожелание в адрес другого делает договор недействительным. В итоге его знакомая действительно счастлива, но не с ним, а с другим. А немного позже и он находит свое счастье.
Действительно, когда мы желаем только ради себя, думаем только о себе любимом, мы находимся на крючке у дьявола. Таким образом, мы подпитываем свою гордыню, эго, что в отрыве от заботы о других, окружающем мире не есть благо. И, к сожалению, как часто мы встречаем людей, которые, даже будучи влюблены, думают, прежде всего, о себе. А любовь нам дарована для того, чтобы, растворив свое эго, мы смогли постичь Бога.
Далее можно упомянуть рассказ известного фантаста Роберта Шекли "Кое-что задаром". К герою рассказа попадает устройство, исполняющее желания. Воспользовавшись этим, он желает по полной программе. Последнее, что он успел пожелать - это бессмертие. А после этого появились хозяева устройства из будущего. Выяснилось, что все желания платные, кроме последнего, для того, чтобы герой смог отработать долг в каменоломнях за многие тысячи лет. Весьма поучительная история, напоминающая нам, что бесплатным бывает только сыр в мышеловке и за исполнение желаний нужно платить. Про это в авестийской астрологии говорит знак Шагр (Лев), который, будучи выраженным в гороскопе, делает проблему желаний, их исполнения и последующей платы за это очень значимой для человека. Отсюда с древности идет предание о шагреневой коже.
Тема желаний весьма обширна и разнообразна. Ей посвящено множество различных книг, фильмов и других произведений. Очень многие сказки также поднимают эту проблему. Мы же ограничимся уже сказанным. В завершении посмотрим на это с позиции авестийской астрологии. Следуя ей, при исследовании гороскопа в первую очередь рассматриваются пустые и заполненные планетами знаки зодиака. Пустые знаки (особенно два противоположных - "коридор зеркал") выделяются в мистерии судьбы человека. Считается, что в сфере деятельности этих знаков человеку следует отказаться от желаний, уметь одновременно хотеть всего и не желать ничего, занимать позицию "золотой середины" в этом. Тогда он оптимально при минимуме затрат сможет достичь желаемого. Иначе у него в жизни будет масса помех и проблем. Как это было у героя второго фильма, ведь, скорее всего у него был коридор зеркал, связанный с Овном и Весами (или 1 и 7 дома гороскопа). А по знакам с планетами человеку как раз следует заниматься решением всех указанных проблем, которые за него никто не решит.
Обратим ваше внимание на понятие "золотой середины", потому что многим не совсем понятно, как это одновременно хотеть всего и не хотеть ничего. Каждое из этого по отдельности - это крайность, которой следует избегать, чтобы не создать питательной среды для зла. Гедонизм - полное потворство всем желаниям, никого до добра не доводил, и полный отказ от всех желаний на примере многих гностических течений (манихейство, катары и др.) тоже имел очень печальные последствия. А коридор зеркал начинает действовать, когда человек внутри свободен от желания по делам этого знака. Он очень хочет этого, но если этого нет, то это не доставляет ему беспокойства, т.е. он не раб своего желания. Как правило, желание по пустому знаку очень сокровенное и значимое для человека и если он внутри чист и не привязан к этому, то высшие силы помогут ему в исполнении желания. Иначе же, человек познает много печали.
Так что с желаниями нужно быть осторожными. Иногда они могут быть и опасными. Про это и говорилось в рассмотренных нами произведениях. Во всем этом есть доля истины, ведь желания привязывают нас к этому миру, где мы все-таки гости. Наша же задача сделать этот мир лучше и прекраснее. Достичь этого мы сможем, если сами сможем стать добрее. На этом пожелании и хотелось бы закончить эту заметку.

Старостин Костя,
28.02.02.


МИРЫ РОБЕРТА ШЕКЛИ - ПИСАТЕЛЯ ФРАШЕГИРДА.

В этот раз в нашей рубрике "Отражение" мы отвлечемся от кинофильмов и обратим свой взор на научно-популярную фантастику. Если быть более точным, мы рассмотрим в этот раз творчество известного американского писателя фантаста Роберта Шекли. Наш выбор оказался неслучайным. Дело в том, что он родился 16 июля 1928 года (в Нью-Йорке). А для всех нас дата 16 июля является весьма знаменательной. Ведь именно 16 июля 1994 года началось падение кометы Шумейкер Леви на Юпитер, что явилось для всех зороастрийцев знамением. Перед падением эта комета оказалась разорванной гравитационными силами на 21 часть (плюс 22-й осколок, упавший на спутник Юпитера - Альматею). А основная молитва зороастрийцев "Ахунвар" содержит в себе как раз 21 слово (плюс 22-ое скрытое). Считается, что эту молитвенную формулу Ахура Мазда дал Заратуштре в откровении. В авестийских пророчествах сообщается, что накануне эпохи Разделения добра и зла Ахура Мазда снова произнесет "Ахунвар". Такое падение кометы как раз и является свершением этого пророчества, так как планета Юпитер в древности называлась Хормазд, кометы считались вестниками Бога. Причем все части расколотой кометы по своим размерам были строго пропорциональны словам "Ахунвара" и падали они 7 дней - столько, сколько строк в "Ахунваре".
Считается, что все люди, рожденные в особую, отмеченную Космосом дату способны своим творчеством, жизнью так или иначе отразить те сюжеты, сценарии событий, которые в дальнейшем проиграются для человечества. Объясняется это коллективным бессознательным всего человечества, которое хранит в себе архетипы всего, что было, есть и будет. Творческие люди с помощью своего таланта способны выразить его частичку в своем творчестве. Поэтому кое-что из того, что описал Р. Шекли, может так или иначе ожидать человечество в ближайшем будущем (считается, что эпоха Разделения начнется в 2016 году, спустя 22 года после падения данной кометы, так как каждый ее осколок приравнен году). Попробуем посмотреть более конкретно, что именно.
Наиболее показательным является рассказ "Битва" (1954). В нем говорится, что в назначенный час начинается битва с Сатаной и его воинством. Но сражаются с ними роботы, а люди наблюдают за битвой по телеэкранам. Слова священнослужителя, что это Последняя Битва и в ней должны участвовать люди, игнорируются. Ну вот, битва завершена, Сатана повержен, люди ликуют, но… Благодать снисходит с небес на сражавшихся роботов и возносит их в рай. А люди остаются ни с чем, Господь покидает их. Мораль истории проста - только тот достоин награды, кто сам непосредственно ее заслуживает. А ведь долг человека на земле согласно авестийской традиции и заключается в битве со злом (что это такое - это тема для отдельного разговора, он был затронут в статье "Сопротивление злу силою, зороастрийский взгляд на проблему").
В другом рассказе "Специалист" (1953) Шекли описывает Галактику, в которой представители различных разумных рас образовывали вместе космический корабль, способный попадать в любую точку Вселенной. В основе сюжета лежит поиск расы Ускорителей, позволяющей кораблю разгоняться до любой скорости и путешествовать по Вселенной. Оказывается, что Ускорители - это человечество, забывшее свое предназначение, направившее развитие цивилизации по ошибочному пути. Действительно, сейчас все больше людей осознают ошибочность и тупиковость современного развития человечества. Технократичность приводит к отрыву людей от природы, частью которой они являются. Люди часто болеют, не понимают смысла жизни, их сопровождают постоянные конфликты, стрессы, войны; мир оказался на грани катастрофы. Хотя, казалось бы, научно-технический прогресс, постоянный анализ и продуманность своего развития. А в итоге мы просто забыли, что мы дети Бога и наша задача - помогать Ему в Его творчестве нашего прекрасного мира. Мы должны при помощи нашей ускоренной благой мысли приумножать свет, добро и гармонию здесь.
Во множестве других своих рассказов (всех и не перечислишь) Р. Шекли подчеркивает идею излишней зависимости людей от техники. Его герои постоянно оказываются в ситуациях, когда техника отказывает и их жизнь зависит от них самих. Учитывая его неслучайную дату рождения, можно предположить, что, если человечество не изменится, то ему предстоит в ближайшие времена столкнуться с этим. Становится немного не по себе, если представить на какой-то срок людей, лишенных электричества, топлива - настоящая катастрофа! К сожалению, мы стали сейчас рабами того технического мира, который создали. Необходимо срочно менять свое мировоззрение, чтобы избежать этого.
Писатель также часто (например, в "Цивилизации статуса", 1976) предупреждает об опасности, подстерегаемой человечество. Эта опасность заключается в направлении развития человечества по пути излишнего рационализма, бессердечности, вычеркивания таких качеств как любовь, душевность, доброта. Так же, его рассказ "Стоимость жизни" (1954) описывает общество, в котором, несмотря на высший уровень благосостояния людей, непрерывно возрастает число самоубийств. Всюду автоматика, комфорт, весь рабочий день главный герой должен лишь нажимать кнопки. В окружении такого бездушного и безысходного мира, благополучного только внешне, истинное, человеческое "Я" сильно страдает. А ведь если вдуматься, то именно к этому цивилизация сейчас и приближается, к сожалению.
В других произведениях ("Травмированный" 1952, "Координаты чудес" 1968, "Божественное вмешательство" 1989 и др.) Р. Шекли подчеркивает интересную деталь. Его персонажи - Боги, некогда бывшие людьми, но теперь, достигнув определенной стадии эволюции, они творят уже собственные миры. Тем самым Р. Шекли передает зороастрийский взгляд на человека, который заключается в том, что каждый из нас - дитя Бога. Мы наделены в потенции всеми свойствами Творца и несем в себе божественную искру. Разжигая ее в своем сердце в пламя любви и совершенствуясь, мы способны достичь уровня своего Родителя.
В своем творчестве писатель придерживается ироничного взгляда на все происходящее и его рассказы читаются с улыбкой как непрерывная череда шуток. Хотя - известный факт, что писатель употреблял галлюцинагенные препараты и это отразилось на его произведениях. В чем-то это ему помогало (например, описание "Искаженного мира" в его уже классическом "Обмене разумов"), в чем- то внесло определенные искажения.
В "Координатах чудес" Р. Шекли описывая множественность миров, цитирует "Зерван Намаг" (по словам П.П. Глобы). В этой повести главный герой пытается вернуться на свою Землю, но это оказывается непросто, т.к. Земли существуют разные по пространству, по времени, по другим признакам.
В рассказе "Мнемон" (1981) писатель описывает общество, в котором стало принятым считать, что литература в лучшем случае не нужна, в худшем - вредна, поэтому ее уничтожили, историю переписали. Но сохранилась категория людей - Мнемоны, которые выучивали знания наизусть, и передавали другим - из уст в уста. В этом рассказе Р. Шекли упоминает Зороастра с эпитетом "великий". А ведь такая традиция передачи информации именно зороастрийская и именно, благодаря этому, до нас смогло дойти живое авестийское учение.
Всего, конечно, не охватишь в таком маленьком очерке. Многое осталось вне него. Но хотелось донести до вас основную суть творчества Р. Шекли и показать, что его день рождения не случайно совпал с днем падения кометы на Юпитер. Поэтому Р. Шекли можно назвать одним из писателей Фрашегирда. Прочитайте его произведения и проверьте это сами.


Рай и ад. Еще один взгляд.

В нашей рубрике мы рассмотрим фильм "Куда приводят мечты".
Человечество всегда интересовало - есть ли загробный мир, какой он? Люди всегда, так или иначе, осознавали, что мир, где они живут, является только частью более полного мироздания. Различные традиции разных времен и народов через фильтр своего восприятия по-разному описывали мир иной. Скандинавская Вальхалла ("чертог убитых"), тибетская "Книга мертвых", учение о реинкарнации (переселении душ) индуизма и буддизма, христианская концепция ада, чистилища и рая и многие другие культуры по-своему рассказывали, что ожидает человека после смерти. Материалистическая эпоха безверья предложила свой вариант - после смерти ничего нет, только пустота. Но все религии мира; многочисленные случаи клинических смертей, когда, уже умерев, люди возвращались к жизни и рассказывали о свете в конце туннеля, о том, как они видели наш мир со стороны; многочисленные попытки творческих людей, окрыленных вдохновением, описать мир иной (достаточно вспомнить Данте с "Божественной комедией" и Даниила Андреева с "Розой мира"); да и просто внутренние ощущения нашего сердца и веры, все это говорит о том, что мир иной существует и в свой срок мы там окажемся.
Зороастрийская традиция уделяет проблеме бытия после смерти особое внимание. Термин "посмертный суд" происходит именно из нее. Считается, что сумма всех наших мыслей, слов и дел на Земле играет решающую роль в нашем посмертии. Какие из них перевешивают - благие или злые туда мы и направляемся - в рай или в ад. В первом случае нас отводит в рай собственная совесть, вера в образе прекрасной девушки, переведя через мост Чинвад. Во втором случае наша вера в образе безобразной старухи столкнет нас с этого моста в ад. Но в конце времен всех нас ожидает еще один суд. Именно его описал Иоанн в своем Откровении и поэтому красочные картины "Страшного Суда" стали известны в христианстве. После временного пребывания в раю или аду все души обретут утраченное тело, чтобы пройти последнее испытание - огненную реку расплавленного металла. Одним она покажется парным молоком, а другие испытают страдания в полной мере. После этого мир очистится, и будут уже Новая Земля и Новое Небо.
Можно вспомнить зороастрийский текст "Арда Вираз Намаг" ("Книга о праведном Виразе"), записанный в 6 веке при последних Сасанидах. Его еще называют пехлевийской божественной комедией, хотя Данте написал свое произведение много веков спустя. В тексте рассказывается о том, что после нашествия Александра Македонского, многочисленных войн учение Заратуштры стало утрачиваться, вера приходить в упадок. Поэтому зороастрийские священники отправили праведного Вираза после прохождения им ордалии на небеса посланником, чтобы узнать, правильно ли молятся верующие, что происходит в мире ином. Проснувшись через 7 дней, Вираз подробно рассказал, что он увидел, за какие дела человек оказывается в раю, чистилище, аду.
Создатели фильма донесли до нас свой взгляд на мир иной, опираясь на традицию христианства и свою творческую выдумку. Получилось довольно неплохо. Давайте рассмотрим, про что фильм.
В центре фильма судьба семьи Криса - детского врача. Фильм довольно грустный, вначале у него погибают двое детей, а потом и он в автокатастрофе. Так как он был добрый человек, то попадает он в рай. Но как рай выглядит? Это объясняет название фильма "Куда приводят мечты". Он оказывается в месте, которое он вместе с женой считал наилучшим. Этот мир действительно показан очень красочно, не даром фильм получил "Оскара" за визуальные эффекты. Плюс наложило свой отпечаток то, что Эни, его жена - художница. Поражает своей красотой эпизод, когда Эни рисует прекрасное дерево на картине и оно воплощается в мире Криса. О чем мы мечтаем, то у нас и воплощается, не только при жизни, но и после нее. Здесь можно вспомнить мнение, что если человек при жизни думал, что после смерти ничего нет, то и окажется в своем посмертии в пустоте.
Крис встречает в раю своих детей, но узнает их не сразу, потому что предстают они перед ним в образах, которые он вообразил им ранее. Провожатый Криса по раю объясняет ему, что в этом пространстве каждому хватает места для собственного мира, каждый занимается здесь согласно своим желаниям - творчеством, открытием нового, миссионерством - помощью тем, кто остался на Земле.
Приходит известие, что Эни покончила с собой, не выдержав такое количество трагедий, и по закону мира она попадает в ад. Узнав про это, Крис решает спасти ее оттуда, понимая, что без любимой для него рай - не рай. Не смотря на предостережения об опасности и невыполнимости своего желания, он отправляется на поиски жены. Если рай показан во всей красе (разве что временами неприятно напоминает сюрреалистические картины Сальвадора Дали), то ад показан во всем ужасе. Один из эпизодов - просто экранизация "Арда Вираз Намаг" - "души грешников стоят так близко, как ухо к глазу, и в таком большом количестве, сколько волос в конской гриве, но они друг друга не видят и не слышат. Каждый из них думает: "Я здесь один". Для них мрак, страх, вонь, боль и разные наказания ада…" (с36).
Слушая свое сердце, Крис с помощью провожатых находит Эни и пытается спасти ее, рискуя сойти с ума и навсегда остаться в ее реальности. Эни не узнает его, так как весь ее мир замкнулся на ней одной и ее горе. Провожатый рассказывает Крису, что в аду каждый занят собой, и весь мир для него перестает существовать. Ад - не обязательно огонь и сковороды, ад - это может быть и жизнь впустую, ад у каждого здесь - свой. После множества безуспешных попыток, Крис принимает решение пожертвовать собой ради нее, ради Любви. Он говорит, что готов променять рай на ад, лишь бы быть с Эни. Сила его любви такова, что предопределенное рушится и оба они оказываются в раю.
Этот фильм о любви, о родстве душ, многократно воплощающихся вместе на Земле. О том, что ничего, даже рай не может быть прекраснее, чем жизнь во взаимной любви на земле. Посмотрите его и подумайте, куда приведут вас ваши мечты. В фильме говорится, что есть только одна дорога - мечта. Созвучно авестийской фразе "есть только одна дорога - Истины". Поэтому пожелаем, чтобы ваша мечта была истинна, и тогда вы не собьетесь со своей дороги.

Подготовил Старостин Константин.


 


   
Хостинг от uCoz