Добрая традиция.

  О праздновании Новруза у Парсов   Предлагаем вниманию читателей выдержки из материалов Тири о зороастрийских традициях.
О тостах
Пост в Зороастризме

О ПРАЗДНОВАНИИ НОВРУЗА У ПАРСОВ

Новруз - самый серьёзный и важный праздник для парсов Индии , а также самый длинный. Генеральная уборка дома и приведение всех дел в порядок начинается примерно за месяц - с началом месяца Спендармат. За десять дней до Новруза начинается время почитания фравашей , когда вспоминают предков и заказывают поминальные службы в храме. Придерживающиеся календаря Фасли считают началом Нового года время вхождения Солнца в знак Овна ,но сам процесс празднования начинается с рассветом 21 марта. На праздничном столе горит огонь, лежат священные тексты и стоит изображение Заратуштры. Праздничное угощение включает гранаты ,творог ,разнообразные орехи и фрукты ,крашеные яйца ,семь предметов на букву "с" или "ш", а также свежие проростки зерновых культур. Праздничный стол также украшают цветы .причём не розы ,а веточки с мелкими многочисленными бутонами. Также на столе находится зеркало и чаша с розовой водой. Всех приходящих к ним в дни праздника гостей весёлые хозяева обязательно опрыскают розовой водой и предложат улыбнуться ,глядя в зеркало. Посуда стоящая в этот день на столе особая : ею пользуются только один раз в год :во время Новруза. Можно воспользоваться и одноразовой посудой .Главное ,чтобы это не была та посуда ,которой пользуются каждый день. Также в этот день старались надевать всё новое , в том числе новые шудрех и кушти , В Иране ,где сохранился 32-х летний календарь цвет новогодней скатерти (новой!) связан с животным - тотемом года. Этой же традиции стараются следовать парсы ,у которых сохранились прямые родственные связи с Ираном. Утром 21-го глава семьи освящает праздничный стол чтением молитв , члены семьи поздравляют друг друга и дарят подарки. Наступает время похода в храм и походов в гости друг к другу .Праздничное веселье продолжается две недели. Особенно важными являются шестой день Новруза , день преображения Заратуштры , и тринадцатый день когда вся община собирается вместе где - нибудь на природе вдали от города.

По материалам статей на зороастрийских сайтах интернета и личных бесед.


О ТОСТАХ.

Каждый из нас постоянно в течении своей жизни выслушивает огромное количество тостов. Они звучат на всех праздниках и торжествах, которые люди отмечают, собираясь за праздничным столом. Тосты произносят в день рождения, на свадьбах, юбилеях, поминках и сопровождают нас всю жизнь. Но мало кто из нас задумывается о происхождении и смысле этого уже привычного для нас обычая.
Обычай произносить тосты уходит своими корнями в глубокую древность. Очень давно у древних сформировалась убежденность, что произносимое пожелание приобретает особую силу, если оно осуществляется в определенный момент времени, а именно на празднике, и закрепляется принятием специального напитка на подобие Хаомы (напитка бессмертия, дающего возможность ощутить единство и гармонию всего мира, познать сокровенную суть бытия через расширение своего сознания). Сейчас неким аналогом этого напитка стали некоторые спиртные напитки (в частности глинтвейн).
Древние люди, обладающие, как известно, особыми мудростью и знанием, считали, что тосты, произносимые на праздниках должным образом и обращенные к высшим сущностям, небожителям непосредственно доходят до них и наделяются большой возможностью осуществления. Все это нашло отражение и было закреплено в зороастризме.
Для зороастрийцев является одной из основной частью их долга перед религией участие в зороастрийских праздниках. Время праздника специально выбиралось в соответствии с прохождением Солнцем относительно Земли особых точек зодиака. Проведение ритуальных действий на празднике позволяло людям поддерживать связь с Небом,. осознавать себя частицей единого Космоса и быть проводниками Творца в нашем мире. Так ритуальные действия соотносимые с промежуточным миром Ретаг позволяют сохранить взаимосвязь дух миров: Меног (невидимого) и Гетик (проявленного земного). Сами по себе зороастрийские праздники состоят из двух частей. Первая часть представляет собой само богослужение, на котором читаются священные авестийские тексты, связанные с данным праздником и определенные мантры. Эта часть соотносится с миром Меног. А вторая часть праздника - это трапеза, начинающаяся с причастия (выпивается символ Хаомы гранатовый сок с медом, а потом молоко и произносится восхваление Творца). Во время трапезы вкушается освященная пища, при этом особое значение придается ритуальной еде. Для каждого конкретного праздника она различна и имеет свои особенности. Спиртные напитки употребляются только после произнесения тоста. Это все соотносится с миром Гетик. А мир Ретаг пронизывает весь праздник в виде слов, которые произносятся при богослужении в молитвах и на трапезе в тостах, разговорах, чтении священных текстов.
Теперь рассмотрим конкретно какие же тосты провозглашают зороастрийцы. Первый тост посвящается непосредственно тому высшему существу, которому посвящен сам праздник (это может быть сам Ахура Мазда или один их Амеша-Спентов, Бессмертных Святых, или небожитель, изед рангом пониже). Второй тост посвящен высшим иерархам нашего мироздания - Зервану, Абсолюту и Ахуре Мазде, который смог воплотить мысль Зервана и построить наш мир. Следующий тост посвящается тем высшим сущностям, которые так или иначе связаны с данным праздником информативно. Часто здесь поминаются Фраваши, которые соотносятся с предками людей. Уже далее тосты звучат в более произвольном порядке, но среди них должны быть такие как:
-за учителей, ведущих за собой других, дающих нам духовное знание, помогая нам встать на свой Путь и с честью пройти его до конца;
-за устроителей праздника, за тех кто помог организовать и провести данный праздник, за всех его участников;
-за всех зороастрийцев мира, людей близких нам по духу, с которыми нас объединяет один эгрегор;
-тост на усмотрение небожителей. Этот последний тост очень показателен для зороастрийцев и отражает их мировоззрение. Зороастрийцы считают, что человек сейчас не в состоянии самостоятельно (без помощи высших сил) разобраться во всех тонкостях своей судьбы. Многое из того, чего человек хочет и к чему стремится на самом деле для него и его развития не так важно и нужно. И поэтому, пока человек сам не стал мудрецом, хозяином своей судьбы, в этом тосте и высказывается просьба о помощи небесных сил в жизненном пути человека.
Остальные тосты произвольны по своей форме и содержанию, главное чтобы в них сохранялся дух праздника и был определенный смысл. Среди них вполне могут быть и всем известные тосты из кинофильма "Кавказская пленница", собранные студентом-этнографом Шуриком.
Таким образом, из глубины веков до наших дней сохранился древний обычай произносить тосты. Каждому из нас на праздниках в семье, среди друзей, коллег по работе приходится произносить тосты, пожелания. Когда они адресованы конкретному близкому человеку, то они, как правило, заключаются в следующем. Мы желаем ему (ей, им) счастья, удачи, здоровья, богатства, отсутствия проблем, того, чего ему очень хочется и т.д. и т.п. Все это мы желаем от чистого сердца, из любви к нему. Но при этом, к сожалению, иногда забывается, что выше перечисленное благополучие, если оно дано просто так, на халяву может привести человека, его дух и душу к падению, стать для него искушением, подарком от сил зла. Зороастрийцы всегда считали, что все блага должны доставаться достойным, тем, кто смог проявить в себе Хварну, божественную отмеченность. Необходимо самому заработать хварну воина за заслуги добрых дел, получить хварну священника за заслуги своих предков, или стать достойным хварны царя. И только в этом случае мы в праве рассчитывать на получение как сопутствующих к хварне принадлежностей тех самых благ, которых нам желают и использовать их не впустую, а с пользой для себя, и конечно же, других людей. Поэтому правильнее было бы желать для близкого, любимого или знакомого человека не просто достижения всего наилучшего, а получение этого как результат того, что он становится лучше, духовно развивается, живет в соответствии в зороастрийским принципом "благая мысль, благое слово, благое дело", делает в своей жизни правильный выбор между злом и добром. Такое пожелание действительно исходило бы от искренно любящего сердца и касалось бы истинного духовного "Я" человека. И давайте приложим все усилия, чтобы такое пожелание исполнилось и мы на самом деле смогли заслужить свое счастье.

Старостин Константин.
3.02.2000.

 


   
Хостинг от uCoz