ОТНОШЕНИЕ ЗОРОАСТРИЙЦЕВ К ЗДОРОВЬЮ.

Сейчас очень сложно найти абсолютно здорового человека. Практически каждый болен той или иной болезнью. И действительно, быть здоровым в нынешнем мире очень не просто. Человек постоянно вынужден сталкиваться с неблагоприятным воздействием окружающей среды - загрязнены воздух, вода, пища. Стрессы, вечная суета жизни, огромный поток информации вызывают нервные перенапряжения и как следствие - заболевания психики. Но не нужно забывать, что виноват в этом сам человек, который вынужден теперь так расплачиваться за свой отрыв от природы, за утраченную гармонию. А ведь древние люди осознавали себя частью природы, жили в гармонии с ней, не нарушали ее законов. И не стоит оправдываться и говорить, что сейчас новый этап в развитии человечества, что происходящее с нами - лишь необходимая жертва для научно-технического прогресса, сулящего столько благ для человека. Так говорить просто нелепо, раз весь мир оказался на грани экологической катастрофы и природе нанесен невосполнимый ущерб. Просто мы оторвались от своих корней, забыли свое предназначение на Земле и наша цивилизация стала вырождаться в паразитическое сообщество, стремясь только брать от природы, по сути ничего не давая в замен. Зороастризм с древнейших времен учит, что задача людей - жить в гармонии с природой, поддерживать в ней порядок и равновесие, способствовать сохранению и процветанию всех стихий, благих творений. По учению зороастризма человечество должно выполнять функции нервной системы для живого организма нашей планеты. И сегодня это должен осознать и понять каждый человек, чтобы стало возможным откорректировать пути развития нашей цивилизации, спасти нашу Землю, природу и самих себя.
Зороастрийцы считали важным заботиться не только об окружающем мире, но и о своем личном теле и его здоровье. Они говорили, что прежде чем, кто-либо не очистит себя внешне и внутренне и не освободиться от неправильной жизни, с ним нельзя хоть сколько-нибудь дельно говорить о духовной науке, а тем более начинать ее изучать. Подобно тому, как самый гениальный музыкант не сможет ничего выразить на расстроенном музыкальном инструменте, так и тело, не приведенное в порядок, - грязное, больное, перегруженное неправильным питанием, - не может быть орудием духа.
Тело - не бренная оболочка, в которой скрывается истинная сущность человека, а неотъемлемая часть человеческой природы. Телу древние арии придавали огромное значение, рассматривая его как защиту человека от проявления сил зла на физическом уровне и как инструмент, необходимый нам для выполнения нашей задачи на Земле. Отсюда огромная важность поддержания чистоты тела, его укрепления и развития, а также недопустимость его разрушения. Мы должны подобно Ахуре-Мазде не только научиться в совершенстве управлять своим телом, но и развивать самосознание каждой его клеточки.
У древних Ариев существовала наука о здоровье - Вайю-Веда, от нее произошла известная сейчас в Индии Аюрведа. По древним легендам белая раса принесла на Землю знания медицины, знания излечения мироздания и человека от вирусов зла. Интересно, что нынешняя форма (вплоть до падана - повязки для сокрытия дыхания), используемая в медицине, по сути, повторяет ритуальную одежду зороастрийцев. Это не случайно, ведь жрец-зороастриец был в первую очередь врачом, а знания астрологии и медицины были неразрывно связаны.
Человек может подвергнуться болезням на трех уровнях - физическом, психическом (уровне души) и духовном.
Духовные болезни вызываются вирусами зла, отражающие мировую систему зла. Они действуют на духовный мир человека, вызывая в нем негативные духовные качества - такие как злоба, ненависть, зависть, жадность, жестокость, ложь. Другие вирусы поражают душу, третьи - тело человека. Известные медицине четыре формы вирусов полностью соответствуют четырем формам проявления зла. Не всегда легко определить, где кончается одна болезнь и начинается другая, так как все болезни имеют тенденцию переходить с одного уровня на другой и поэтому древние врачи подходили к проблеме лечения целостно, учитывая все три уровня.
Тело - храм души и духа. Отношение к нему должно быть соответствующее. Необходимо поддерживать его в порядке, то есть проводить профилактику, а если храм не в порядке, то есть человека одолела болезнь, то ее нужно лечить.
Наша задача - выявить зло в себе, познать себя до глубин, выявить в себе все виды вирусов на всех уровнях и избавиться от них. Бесы не могут осквернить наш внутренний огонь, они способны только отделить нас, нашу душу и тело от этого огня. Раскрывая этот огонь внутри себя, внутренне его воскрешая, проявляя Божий Дух через себя мы можем победить все вирусы зла, то есть все болезни.
Зороастрийцы использовали для лечения болезней все стихии. Стихию Огня применили для разжигания внутреннего тепла, когда сгорает большинство вирусов; лекарства часто употреблялись в горячем виде, специально увеличивали температуру тела для скорейшего выздоровления. Стихия Неба применялась через камни, минералы, как осколки первичного неба, а также при правильном дыхании. Стихия Воды - использование ванн, человек состоит на 80% из воды, лекарства создавались на основе воды. Стихия Земли - лечение глинами. Стихия Растений - всем известны отвары лекарственных трав. Стихия Животных - лечение шерстью. Стихия Человека - через создание целительного гармоничного коллективного поля (но не извращенная форма этого наподобие сеансов Кашпировского, где некоторые выздоравливают за счет тех, кто не попал в коллективное поле, где каждый - только за себя). И последняя Стихия Изедов, небожителей - лечение с помощью мантр, молитв, связывающих нас с высшим миром.
Древние врачи не брались лечить, не узнав причину болезни. Сразу они только снимали симптомы болезни, чтобы облегчить состояние человека, а затем выясняли, является ли физическая болезнь вторичной от духовных пороков, либо она - следствие искушения или же она первична. Зороастрийцы, прежде всего, изучали медицинский гороскоп человека, указывающий предрасположенность к тем или иным заболеваниям, а также способы излечения.
Наш мир по представлениям зороастрийцев - это тело Хормазда, он имеет свои органы, чувства и синхронизация с миром, гармоничное соответствие ритмам космоса помогают излечиться от болезней.
Зороастрийцы были здоровыми людьми благодаря правильному питанию, соблюдению режима и правил гигиены, чистоты, ведению активного образа жизни. Все это было проверено тысячелетиями и приносило самые хорошие результаты, как в смысле долголетия и здоровья, так и в смысле влияния на умственные и духовные способности. Для зороастрийцев нужно было быть здоровым также и для того, чтобы ваши дети, потомки получили здоровое тело, ведь целый ряд заболеваний передается через генетику. Наше нынешнее состояние здоровья во многом зависит от того, какими были наши предки, как они вели себя в морально-этическом плане. Ведь многие наши болезни могут быть вызваны их греховными поступками, и быть расплатой за них.
Проблему питания, как и многие другие, зороастрийцы рассматривали с позиций золотой середины. В Авесте отмечается, что "для телесного здоровья хороши умеренная еда и поддержание тела в активности". Основными продуктами питания были хлеб и изделия из злаков, а также молочные продукты. Все эти продукты признавались благими, как наиболее соответствующие природе человеческого организма. К огромному сожалению, нынешние ученые выдвигают теории, утверждающие о вреде этих продуктов на здоровье (например, молоко не усваивается взрослыми, хлеб нельзя есть и др.). Но наши предки тысячелетиями употребляли в основном эти продукты и были сильными и здоровыми. Практически все известные сейчас долгожители питались всю жизнь растительно-молочной пищей.
Огромную роль в плане здоровья человека играет его окружение, отношения его с другими людьми. Поэтому, чтобы быть здоровым необходимо научиться выстраивать гармоничные отношения с другими людьми.
Сейчас огромное количество литературы посвящено исцелению, улучшению своего здоровья. Тираж таких книг на целый порядок превышает другие жанры литературы. Так, например, Владимир Мегре в своих книгах "Звенящие кедры России" высказывает идею, что живя в своем родовом поместье, так называемом "Пространстве Любви", человек способен исцелится от всех заболеваний плоти и души. Норбеков в своих произведениях высказывается о том, что здоровье человека определяется им самим, самое главное - его внутренний настрой и желание быть здоровым. Чего стоит рассказанная им история в книге "Опыт дурака…" о храме зороастрийцев в горах, исцеляющих людей от самых разнообразных болезней за 40 дней (не случайный срок!) с помощью правильной осанки и ощущения внутренней радости.
И многие другие книги. Радует, что становится популярным быть здоровым, что люди этим интересуются и применяют на практике. Очень важно понять, что пока ты сам не захочешь избавится от болезней и не предпримешь в этом направлении усилий, сами по себе болезни не уйдут.
Любой человек, исповедывающий зороастризм, должен стремиться быть здоровым. Только тогда он сможет полноценно прожить жизнь, успешно выполнить и решить все поставленные перед ним задачи. По аналогии с армией: как солдату для победы над врагом необходимо иметь исправное вооружение и амуницию, так и человеку для победы над злом (прежде всего в самом себе) необходимо крепкое здоровье. И быть здоровым даже в наших непростых условиях - это не утопия, а вполне реальность. Просто нужно этого захотеть и приложить ряд усилий, выполняя заветы древних и живя в гармонии с природой.

Старостин Константин.


Улыбка.

Зороастризм представляет собой самую оптимистическую религию. Юмор, смех - одни из основных отличий этой религии от других. Сам пророк религии - Заратуштра звонко рассмеялся в момент своего рождения, чем уничтожил многие тысячи демонов, слетевшихся, чтобы погубить его. Порушаспа, отец пророка, в этот момент увидел божественный свет, исходящий от младенца. Все люди вокруг были очень удивлены этому, ведь обычно при рождении дети плачут. Мудрые люди растолковали это так, что родился совершенно особый человек, осознающий собственную праведность. Таким образом, сам Заратуштра завещал всем своим последователям относиться к окружающему миру и к самому себе с иронией. Только так мы сможем одолеть зло. Действительно, если человек в чем-либо чрезмерно серьезен, то он становится на путь фанатизма и зло уже в шаге от него. Все преступления совершаются с самым серьезным выражением лица, как правильно подмечено в фильме "Тот самый Мюнгхаузен".
Оптимизм зороастрийцев имеет под собой основание - знание Религии того, что зло будет повержено, победа добра будет в итоге окончательной, после Фрашегирда все получат Последнее Тело, все мироздание очистится и даже грешники, после заслуженных страданий в аду будут спасены.
"Бундахишн" сообщает, что Ахура Мазда сотворил Небо первым, как защиту от Духа Разрушения. "Подобно доблестному воину, надевающему доспехи, чтобы вернуться с битвы неустрашенным, Дух Неба облачен в небо. И в помощь небу Хормазд дал ему радость, ибо он сотворил радость ради него; чтобы даже теперь, в смешанном состоянии, мир пребывал в радости". Значит, только сохраняя радостное восприятие мира, мы сможем успешно противостоять злу, разоблачая его и не подпуская его к себе.
Современные медицинские исследования подтвердили чудодейственное воздействие смеха на организм. От жизнерадостного смеха не только расслабляются многие мышцы, улучшается настроение, но и возрастают жизненные силы организма, повышается его способность противостоять болезням. Это позволило медикам применять смехотерапию, которая многим больным помогает выздороветь.
Тоска, уныние, грусть не в меру приравнивались в зороастризме к греху. Ведь в таком состоянии, находясь в дисгармонии с окружающим миром, человек гораздо ближе к злу. Конечно, наш мир сейчас очень страдает от мощной атаки сил зла и любому нормальному человеку, как частице мироздания сейчас есть от чего взгрустнуть, поводов для этого нам всегда, к сожалению, хватает. Зороастрийцы - обыкновенные люди, они совсем не похожи на всегда смеющуюся девочку в каске из анекдота, на которую упал кирпич. Просто страдать от беды нужно как можно меньше. Надо всегда смотреть на жизнь с оптимизмом, с надеждой на лучшее. Не даром говориться, что надежда умирает последней. Даже в случае великого горя - смерти близкого человека, родственника авестийские тексты не рекомендуют лить много слез, т.к. они в ином мире превращаются в бурную реку, через которую душе умершего не перейти в рай. И к слову, в таких случаях мы горюем и плачем из эгоизма, из жалости к себе, из-за того, что мы остались без него.
Всегда целилась способность человека быть ироничным к самому себе, и всячески осуждалась насмешка над другими.
Зороастрийский жрец Адурбад давал следующие совету по утешению себя в случае несчастья:
"Будь доволен в беде, умиротворен в несчастии. Не вкладывай свою веру в жизнь, но полагай свою веру на добрые дела, ведь добрые дела хорошего человека - это его защитник, а дела злого человека - его обвинитель, и из мыслей, слов и дел дела - самый совершенный защитник.
Ибо не было ни одной беды из тех, что выпали мне, Адурбаду, сыну Мараспенда, из которых я не извлек бы шесть видов утешения.

  1) Когда меня постигает какая-нибудь неудача, я уже доволен тем, что она - не самая худшая. - (Действительно, хоть это и просто, но легко утешиться этим, ведь в любом случае могло бы быть и хуже.)
2) Если несчастье сваливается на мое тело, я благодарен за то, что оно не затронуло душу, ибо лучше, чтоб оно поразило тело, чем душу. - (Зороастризм учит о существовании трех миров - материального, невидимого и промежуточного, наиболее приоритетны миры духа и души и поэтому страдания тела (например, вас обокрали) легче пережить, чем страдания духа и души.)
3) Я благодарю за то, что из всех бед, предназначенных для меня, по крайней мере, одна уже прошла. - (Т.е. за каждым человеком есть свой груз темной зармы, которая постепенно реализуется в виде различных неприятностей и если ее не пополнять, то рано или поздно он исчерпается.)
4) Я благодарен судьбе за то, что я еще хороший человек, раз проклятый Ахриман и демоны наслали эту напасть на мое тело вследствие моей добродетели. - (Здесь подчеркивается, что все беды в мире происходят от Ахримана, а добродетельные люди вызывают у него и его воинства особую озлобленность. По авестийскому учению человек начинает испытывать страдания от сил тьмы, если он встает на путь отторжения зла.)
5) Так как кто бы ни совершил злое дело, непременно должен пострадать либо сам, либо его дети, то я благодарен, что сам расплатился за все, а не мои дети. - (Так объясняются проблемы рода, фравахара, генетики, которые так важны для зороастрийцев.)
6) Я благодарен еще за то, что так как весь тот вред, который проклятый Ахриман и его демоны могут причинить созданиям Хормазда, ограничен, то всякая беда, выпавшая на мою долю - потеря из копилки Ахримана, и он не может наслать ее во второй раз на другого доброго человека. - (Т.е. зло существует в ловушке конечного времени, Зервана Карана, в котором действует закон "все, что имеет начало, то имеет и свой конец". Значит, весь вред, причиняемый силами зла созданиям Хормазда тоже конечен и в свой срок исчерпается.)
 

Идеальный человек по-зороастрийски.

Сколько раз за всю историю человечества люди пытались себе представить образ идеального человека. В разные времена и у разных народов менялись его отдельные черты, но все же в целом он оставался неизменным. Ведь сам человек, как доказано, последние многие тысячи лет практически не изменился: ни телесно, ни умственно. Поэтому и идеальный человек всегда представлялся людям как гармоничное сочетание совершенства разума и тела. Образ такого человека для всех людей являлся стимулом к развитию, многие стремились хотя бы приблизится к идеалу.
Для нас представляет интерес сформулировать образ идеального человека с точки зрения зороастрийцев. Ведь зороастризм - мировая религия, предтеча многих основных современных религии, - всегда славился своей мудростью и авторитетностью. Давайте попытаемся смоделировать этот идеал, к которому, по идее, должен стремиться каждый человек, исповедующий себя зороастрийцем. Попробуем описать его портрет, опираясь на основные положения зороастрийского учения. Итак, каков же он, идеал?
Сразу нужно сказать, что это совсем не некий супермен, сверхчеловек, обладающий некими сверхспособностями и сверхсилой, каким его может изобразить воображение с одной стороны. Но это будет также и не уединенный от мира отшельник, достигший знания и обладания особыми силами в ущерб другим своим граням, как может показаться людям с другой стороны. Это, так или иначе, крайности, а истина, как известно, лежит посередине. А один из основополагающих морально-этических принципов зороастризма - это принцип золотой середины. Поэтому идеальный человек должен везде придерживаться этого принципа, в частности в развитии и эволюции самого себя и окружающего его мира, Вселенной. Он стремится, чтобы всего было в меру, понимая, что избыток и недостаток чего-либо одинаково усиливают зло. Единственное, в чем для него не существует золотой середины, - это в вопросе взаимоотношений добра и зла, которые есть величины абсолютные, а никак не относительные. А обладание силой не является для этого человека самоцелью, ведь главное для него - это найти свою тропу, путь к Богу, так как в Авесте сообщается, что сила приходит к идущему по своей тропе Арты, Истины. Как известно, эта тропа единственная, а остальные - беспутье.
Наш человек безусловно верующий в Бога и имеющий представление об устройстве мира, в котором он живет, знающий место, которое он занимает в этом мире. Но вера его не фанатичная, бездумная, а основанная на знаниях и понимании происходящих вокруг него процессов. Не случайно в зороастризме божество веры, религии - Даэна постоянно упоминается и связывается вместе божеством Чистой, соотносимой со знанием, учением. То есть безверие для этого человека равнозначно незнанию. В зороастрийском тексте "Меног-и-Храт" говорится, что самое страшное, что смог сделать Ахриман - это скрытие от людей последствий их поступков. Поэтому он и может во многом управлять людьми. Дать же человеку утраченное знание, открыть ему глаза способна только благая религия, вера. Без нее человек становится марионеткой сил зла. Поэтому и считается, что какая была вера при жизни человека, такова будет и его посмертная участь. При этом, конечно, имеется в виду, что насильно человека заставить верить никак нельзя, так как это дело сугубо личное, его внутренняя проблема. Человек сам распоряжается подаренной ему Господом Богом свободой выбора. Ведь сам Заратуштра завещал, что каждый человек должен сделать свой выбор веры самостоятельно, в соответствии с зовом своего сердца.
Знание само по себе, в отрыве от веры тоже до добра не доведет. Всем известно, что сейчас общество, устроенное только научном обосновании, подходе к познанию мира без веры в Бога, оказалось на грани экологической катастрофы и вымирания. Хотя последние сотни лет человечество развивалось согласно научному подходу. Но современная наука забыла заветы древних о всеобщей взаимосвязанности мира и о приоритете морально-этического начала. А ведь знание и вера должны взаимно дополнять и поддерживать друг друга. По отдельности они не способны сохранить для человека целостность и гармонию.
Имя зороастрийского божества Чиста (авест. - "познание") совсем не случайно сохранилось в русском языке в смысле "чистота, очищение". Ведь зороастризм - религия нравственной чистоты, основные ее требования - это выполнять ритуалы очищения, начиная с чистоты помыслов и чувств и кончая омовением тела, то есть соблюдение чистоты на всех трех уровнях - духа, души и тела. Только в целом чистый человек способен правильно познать окружающий мир и себя. Также очень интересно, что в русском языке слова "вера" и "уверенность" одного корня. Т. е., если человек, скажем, что-либо делает уверенно, основательно, хорошо, то в этом заслуга его веры, а если он в чем-то уверен, то он это очень хорошо знает.
Из знаний религии рассматриваемый нами идеальный человек понимает, что мир, где он сейчас живет - расколот, подвержен заболеванию вирусами зла и поэтому своей первоочередной задачей наш человек считает восстановление утраченной целостности и гармонии в самом себе и в окружающем его мире. Следует он этому и в мыслях, и в словах, и в делах. Одно из основных правил для него: "не делай другим того, чего не хочешь, чтобы причиняли тебе".
Бог в его понимании - сама Любовь, от него только добро и благо, а все беды и несчастья - от духа разрушения, от Ахримана. Себя он считает дитем Божьим, его нервной клеткой, проводником его влияния в мире, потенциальным Творцом своего мира. Долг для него заключается в вере в Ахура-Мазду, в активной борьбе со злом, в активном сотрудничестве с силами добра и, наконец, в стремлении достигнуть реализации высшего "Я", а через это - соединение с Богом. Его назначение - хранить и умножать в себе образ Ахура-Мазды на земле, быть Его отражением и совершенным проводником божественного влияния.
Зороастрийцы считали, что нормальный человек не должен быть обывателем в худшем смысле этого слова. Нужно не зарывать свои таланты в землю, а развиваться, раскрывать себя, чтобы выполнить свой долг перед предками, перед Богом. Гений не должен быть односторонне развитым человеком и тем более не быть извращенцем. Достаточно привести в качестве примера Иогана Баха (обыкновенного и среднего во всем) и его музыку против толпы других гениальных, но неполноценных композиторов.
Человек по-зороастрийски дает себе полный отчет в том, что его тело смертно и в свой срок покинет этот мир, а бессмертно его высшее "Я", его дух, искра Божья. Поэтому свое нынешнее существование он воспринимает как подготовку к переходу в мир иной. Несмотря на то, что наш мир выполняет функцию ловушки для духа тьмы, зороастриец заботится о сохранности и процветании этого мира, созданного Богом, понимая, что только так можно выполнить свой долг - победить зло и вернуть утраченную целостность. "Экологичность" всегда была одной из самых основных черт зороастризма.
Зороастриец стремится выполнить один из заветов пророка Заратуштры - познать себя, свою судьбу, понимая, что, только выполнив его, он сможет до конца решить все свои задачи. Один из лучших методов для этого - это древнейшая система знаний, позволяющая читать волю Небес для земных событий - астрология. При этом использование астрологических знаний в отрыве от веры и религии недопустимо.
Зороастриец знает, что происходящее с ним в этом мире имеет тройственную природу. С одной стороны - человек сам творец своей судьбы, которая в итоге определяется его выбором между добром и злом, при этом вся ответственность за выбор лежит на нем. Не знание этого не освобождает человека от наказания. Ведь в посмертии каждого ожидает суд за все дела, слова и мысли. Рок, фатум воспринимается как последствие неправильного выбора, наказание за него. Свобода же возрастает по мере приближения к Богу, ведь настоящей свободой наделено истинное "Я" человека - его дух, который может осознать себя и полностью выразиться только в Боге.
С другой стороны, многое из происходящего с человеком определяется его предками. От влияния генетики никто не может освободиться. Существует двусторонняя взаимосвязь между предками и потомками. Отсюда и существование культа почитания умерших предков у зороастрийцев, а также их стремление прожить жизнь достойно, чтобы не создавать проблем потомству.
Третий фактор, влияющий на судьбу - это Провидение, Промысел Божий, способный проявится в нас в качестве хварны, особого дара Небес, отмеченности. Причем хварна для него не повод для противопоставления себя другим. При ее наличии человек не желает выделиться, а продолжает стремиться к золотой середине, которая обеспечивает для него высшую защиту в борьбе со злом. Тем самым он может обеспечить гармоничное развитие общества и мира. Знание такого устройства формирования судьбы позволяло зороастрийцу с честью пройти свой путь до конца, правильно сориентироваться в своей жизни.
Говоря про золотую середину, уместно вспомнить историю царя Прокруста, который рассчитал размеры среднеарифметического человека и построил по ним ложе. И вскоре выяснилось, что ни один живой реальный человек не соответствует этому ложе. Это говорит о том, что каждый из нас, не смотря на то, что он часть целого, все же остается уникальным и неповторимым. Для зороастрийцев путь Света и Истины всегда был связан с гармоничным сочетанием (по правилу золотой середины) развития как своих индивидуальных особенностей, так и всего окружающего мира. Не случайно один из основных символов в зороастризме - знак Зервана, Абсолюта, возникший при синтезе двух свастик, по и против часовой стрелки.
Внешность рассматриваемого нами человека - красива и гармонична. Ведь если человек заслуживает хварну, божью отмеченность, проявляет в себе достоинство, он награждается стройной осанкой, красивыми чертами лица, пропорциональным строением тела. Ведь идя путем добра, человек избегает крайностей, отклонения от середины и это отражается в его теле, вместилище духа и души. А сейчас доказано, что красивым воспринимается человек, у которого тело имеет симметричное строение. Поддерживать свое тело в надлежащей форме зороастрийцу помогает умеренная еда и физическая активность, опять же все в меру. Тело свое он воспринимает как некий инструмент, через который реализуется и раскрывается в этом мире его истинное "Я". Придерживаясь учения, он сохраняет свое физическое и психическое здоровье в полном порядке.
После того как зороастриец приводит в порядок себя, свои мысли и дела, у него на первом месте стоит забота о своих близких, семье. Только когда у него в доме и семье счастье и процветание и сам он здоров и гармоничен, то только тогда он может беспокоится о проблемах народа местности, где он живет. В самую последнюю очередь он может переживать и заботиться о всем человечестве, ведь помочь ему он будет в состоянии, если решит все предыдущие проблемы. Иначе же он будет только многократно умножать их. Поэтому во время зороастрийского ритуала произносятся слова в таком порядке "Ахуре Мазде, владыке благодатному, возношу благую молитву и славу, чтобы каждому человеку, каждому роду, всему роду человеческому принес он знание, веру и добро маздаяснийской религии, которая из всех наилучшая; да будет так!".
Этот человек понимает, что наибольшее счастье в своей жизни он способен испытать только во взаимной любви в семье, которая моделирует восстановление утраченного райского блаженства, состояния андрогина, прачеловека - Гайомарта. Такая любовь для него - кратчайшая дорога к Богу. Поэтому священная обязанность зороастрийца - создание семьи и воспитание своего потомства.
Борьба со злом во всех его проявлениях - его прямая обязанность. Для этого он должен знать формы проявления зла и способы противодействия ему и всегда сохранять в своем сердце духовную любовь. Зороастриец - человек жизнерадостный, обладающий хорошим чувством юмора и иронии. Эти качества сообщают ему знания Доброй Религии, которые говорят, что победа добра над злом неизбежна и в конце истории нашего мироздания восторжествуют Истина и Справедливость. Заратуштра при своем рождении засмеялся, чем победил воинство бесов. Он завещал своим последователям не унывать в трудную минуту.
На этом завершим перечисление основных черт нашего героя (далеко не всех здесь упомянутых) и подведем итог нашей краткой зарисовке идеального человека. Получается, что это, с одной стороны, - простой, нормальный и обыкновенный человек, не имеющий ничего сверхъестественного и необычного, но, с другой стороны, путь Веры накладывает на него определенные обязанности и ответственность за свою судьбу и судьбу мира, где он живет. И, надо сказать, что многие люди, ничего не зная о зороастризме, но, следуя внутренней чести, долгу, живя по совести, во многом соответствуют нарисованному нами человеку, и по своей сути они являются зороастрийцами. Наверняка вы сами встречали таких людей. Дай Бог, чтобы их было больше.

Подготовил материал Старостин К.В.

Литература:
1. Терапиано Ю. Маздеизм. Современные последователи Зороастра.-М. 1993."Сфера".
2. Глоба П.П. Живой огонь. М.1996. "Вагриус"
3. Материалы лекций Глобы П.П.


   
Хостинг от uCoz