Археологические находки.

Аркаим - мифы и реальность

Марьяна (старший археолог научно-исследовательского центра "Аркаим")
стенограмма лекци)

В наших лекциях в музее, на раскопках Аркаима мы придерживаемся официальной научной точки зрения, чтобы соблюсти определённые нормы этики по отношению к тем людям, которые копали Аркаим, которые написали свои труды про него. Но вопросы всегда остаются. В первую очередь они касаются астрономии Аркаима. Главный из них звучит так - действительно ли Аркаим был астрообсерваторией? Действительно ли он схож с подобными археологическими памятниками? Другие вопросы касаются эзотерики, энергетики этого места. Существует ли здесь особая энергетика, которую нельзя измерить физическими приборами, в чём-то её выразить, та энергетика, которую ощущают здесь люди и ради которой, что там скрывать, основная масса людей приезжает сюда. Большинство наших посетителей - это не те, которые интересуются археологией и которым важен Аркаим с научной, исторической точки зрения, а те, кого притягивает энергетика этого места. Хотя каждый приезжает сюда за чем-то своим.
Моя тематика - астроархеология и в основном я буду говорить о ней. Что это такое и с чего началось. Началось это довольно давно, когда начали замечать, что интересы в различных областях соприкасаются в чем-то одном. Какие это науки? Это археология, этнография, история религий, астрономия. Каждая из этих наук делает свои выводы на определённом материале, но каждая из них делает собственные выводы. В основном всех интересует проблема датировки. Есть стандартные методы датировки древних поселений, археологические, а есть специальные, астрономические. Все не стыковки этих методов приводят к тому, что утверждается такая наука как астроархеология, находящаяся на стыке естественных и гуманитарных наук. В ней много проблем, но она становится уже официально признанной и многие специалисты берут её на вооружение.
Первые шаги в астроархеологии у нас на Урале были сделаны с открытия Аркаима. Аркаим - поселение бронзового века, которое датируется радиоуглеродными методами XVIII -XVI вв до нашей эры, если опираться на данные астроархеологии - это XX-XVIII вв до нашей эры. Это поселение интересно тем, что оно было построено индоарийскими племенами ещё до их раскола на индийцев и иранцев. До открытия Аркаима ученые долгое время пытались доказать, что эти племена долгое время находились на нашей территории. Их оппоненты говорили, что эти племена здесь были очень недолго, как бы транзитом и поэтому не могли оставить ничего значимого.
Открытие Аркаима показало четкую картину - эти племена не только долгое время находились на нашей территории, но и сформировали здесь религию, ставшую впоследствии зороастризмом, мировой религией. Это время, когда они вели активное наблюдение за небом, время, когда были если не созданы, то уточнены древние календари, которые существуют достаточно давно. Открытие Аркаима, уникальнейшего поселения (уникального, потому что находится в прекрасной сохранности) поставило точку в этих спорах. Первыми астроархеологическими исследованиями начал заниматься такой известный археолого-астроном Константин Константинович Быструшкин. Именно ему принадлежат первые статьи о том, что Аркаим был уникальной обсерваторией, с которой можно было наблюдать особо значимые явления на небе. Это восходы и заходы Солнца в периоды весеннего, осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния и др. Также все основные восходы и заходы Луны. Всё это наблюдалось здесь.
Позднее, в 1993 году археологи-астрономы Дмитрий Геннадьевич Зданович и Андрей Кузьмич Кириллов данную работу продолжают. Они пошли уже дальше Константина Быструшкина, поскольку они изучают уже не только отдельно взятое поселение Аркаим, а уже все поселения страны городов. Страна городов - обширное пространство, расположенное на стыке Урала и (Поволжья). По сути это стык Европы и Азии, отсюда текут реки Северного Ледовитого океана и Каспийского моря. Это интересное географическое положение определило здесь определённые геологические черты и многообразие животного и растительного мира. Это место было точкой пересечения многих дорог. Здесь пересекались и взаимообогащались угорские, индоевропейские, тюркские народы. Данная территория очень интересная и разноплановая. Именно её облюбовали индоиранские племена, которые создали свою культуру, названную сиштаншинской. Более популярное название - "страна городов". Её протяженность более с севера на юг 400 км и около 200 км с запада на восток. Страна городов имеет 21 крупное поселение, причём мы уже говорим не поселений, а округов. Каждому округу соответствовало от одного до трёх укреплённых и неукреплённых поселений, плюс некрополь, т.е. погребения при поселении. Средняя площадь такого округа была около 2000 квадратных км. Таких округов сейчас 20: 18 на территории Челябинской области, 1 - в Оренбургской и 1 в (????) области. Среднее расстояние между округами - около 50 км, т.е. это суточный переход, пешком за сутки можно добраться до соседнего поселения. Место для поселение специально выбиралось - это должна была быть ровная сухая площадка, обязательно должно быть природное оконтуривание площадки. Зачастую это остров, петля или излучина реки, чтобы была естественная защита для города извне, водная преграда. Но этого было не достаточно, жители города изыскивали способ полностью замкнуть пространство вокруг города, даже искусственно. Т.е. по сути каждое поселение - это остров, где мы видим и естественную и искусственную водную преграду. Сама по себе водная преграда не могла быть надёжной защитой. Это скорее всего мироощущение и мировосприятие замкнутого пространства, которое не смотря на замкнутость было очень гармонично вписано в ландшафт.
Каждое поселение имеет достаточно чёткую геометрическую форму - овалы, круги, прямоугольники, квадраты, ромбы. Причём изначально это овалы. Позднее появляется круг и квадрат. С чем это связано - сложно сказать. Скорее всего это привязка к некой священной фигуре, мандоле, круг, вписанный в квадрат. Женское начало - круг, овал и мужское - прямоугольник, квадрат. Единство начал здесь обязательно присутствует. Форма поселений рождает первый миф. Если следовать элементарной логике, то раз форма поселения имеет женскую форму, то значит, в нём должна преобладать роль женщины, должно доминировать женское население, возможно женщина во главе; а в прямоугольных поселениях - доминанта мужчин. Это логика, которая зачастую рождает мифы, потому что если детально проанализировать все поселения, их захоронения, то мы ни в коем случае не можем говорить о каком либо доминировании одного пола. То же самое можно сказать о вожде племени по имеющимся наблюдениям. Просто это нам даётся как данность.
Вообще мы не всегда можем осмыслить то, что получаем. Археология - удивительная наука. Она вместо ответов чаще задёт вопросы. Пожалуйста, получите разные геометрические формы, а дальше думайте, что это должно означать. Явно это какая-то информация, ведь просто так никогда ничего не делается, всему должно быть объяснение. Но его мы пока не имеем. Но расположение поселений, их планировка показывает нам, что это некое мировосприятие окружающего мира людьми, которые там жили. Это мировосприятие влияет на всё, что делают люди.
Что такое мандола? Она имеет массу значений. Как правило это круг, колесо. В Ригведах таким словом могут обозначать и целую страну, большое пространство и собрание и общество. Всё это будет мандолой. Что мы знаем, кроме того чего мы не знаем? Мы знаем, что их культурные центры общаются между собой. Люди занимаются не только хозяйством, разведением скота, изготовлением металла, самое главное, они ведут постоянное наблюдение за небесными светилами. Здесь мы имеем дело с пригоризонтной обсерваторией. Обсерватория - специально оборудованное место для ведения наблюдений за небом с помощью приборов. В древности обсерватория - это нечто другое. Горизонт - единственное место, где можно наблюдать за светилами невооружённым взглядом. Важно, чтобы наблюдения проводились регулярно и постоянно. Точки восходов и закатов постоянно смещаются. Точки Солнца к лету смещаются к югу, а к зиме - к северу. Особо значимые точки весеннего и осеннего равноденствия, когда Солнце восходит точно на востоке, а заходит точно на западе. Также это точки зимнего и летнего солнцестояния, когда движение Солнца относительно горизонта замедляется, останавливается и начинается в противоположном направлении. Зафиксировав эти точки, можно уже ориентироваться в пространстве и времени. Также важны наблюдения за Луной, они более сложные в виду сложности и изменчивости орбиты Луны. Её цикл в отличии от годового солнечного занимает 19 лет.
Так вот, Аркаим сконструирован так, что все точки подвижки Солнца и Луны можно было наблюдать в нём. Причём все основные точки были на территории города. Прежде всего это центр поселения, но не геометрический, где была центральная площадка, на которой постоянно горел огонь, а математический центр, он значительно смещён и именно с него проводились все наблюдения. Также рабочие точки - это башни Аркаима, они видны на схеме во внутреннем круге - западная и восточная. Точками визирами являлись близлежащие холмы, в частности гора Шаманка, гора Разума (Чека) и гора…. , которая была расположена в 60 км и была хорошо видна с Аркаима. Если мы посмотрим с горы Любви (Грачевая сопка) на северо-восток, то мы легко её увидим. Также визирами служили места погребений, элементы сооружений, например, входы в город. С их помощью в Аркаиме можно было наблюдать 18 основных астрономических событий. Это достаточно много. Для сравнения - в известном всем Стоунхендже можно было наблюдать только 15 событий. Обе этих обсерватории находятся почти точно на одной широте - 52гр сев. широты. Это широта наиболее удобная для астрономических наблюдений. Также при этом если совместить реальную форму Земли - геоид с идеальной геометрической поверхностью - шаром, то они пересекутся именно на этой широте. Помимо Аркаима и Стоунхенджа на этой широте находят множество других обсерваторий древности в Европе, на Алтае.
После обнаружения такой закономерности археастрономы пытались связать это с другими объектами. Доходило до нелепостей. Так в Ирландии в месте (Ньюграндж) есть захоронения - коридорные гробницы, в которые Солнце заглядывает только раз в год в зимнее солнцестояние. По началу исследователи говорили, что это тоже своеобразная обсерватория. Хотя просто данные гробницы были созданы с учётом определённых знаний так, чтобы предков только раз в год тревожило Солнце в это особое время.
Народ Аркаима бесписьменный, он не оставил никаких письменных рассказов о себе. Хотя в Аркаиме было бы сложно что-то найти, потому что жители все свои вещи собирают с собой, начисто подметают его, грубо говоря до последнего черепка, оставляя по сути пустой город, а потом поджигают его. Они поклонялись огню, огонь был для них живым священным существом. Огонь было не допустимо кормить сырыми дровами. Аркаимцы делали всё, чтобы не осквернить огонь (как и другие священные благие стихии). Они убрали город от мусора так, чтобы при сожжении огню не досталась недостойная пища.
Хотя в других памятниках, скажем в Шотландии события фиксировались своеобразным способом - каждое положение, например, Луны фиксировалось своим насыпным валом - и так на протяжении 19 лет. В других районах фиксация осуществлялась на керамике.
Почему Аркаим всегда сравнивают со Стоунхенджем, что у них общего? Во-первых, это конечно географическая широта - 52-ая. Второе - это размеры. В обоих обсерваториях есть внутренний круг для наблюдений - в Аркаиме около 80 метров, в Стоунхендже - 87 метра. Стоунхендж перестраивался несколько раз и первоначальные его постройки датированные XIX-XX вв до н.э. были деревянными, т.е. как на Аркаиме. Стоунхендж имел ров и два вала по его краям, внутренний несколько выше. На Аркаиме тоже имеем ров, но он укреплён деревянной конструкцией. Так как Аркаим жилой объект, то внутренний вал чуть ниже внешнего. Далее. Стоунхендж был изначально не просто наблюдательным пунктом, но и погребальным комплексом. Его лунки изначально были заполнены мелом, меловыми породами. Позднее в них подмешивают кремированные останки. Вначале фиксируются подношения орудий труда, останки животных, а потом уже и кремированных останков людей.
Каменные постройки там появляются спустя 5-6 веков. Первоначально выстроенный круг со всеми лунками был рассчитан для наблюдений только за Солнцем. Необходимость наблюдений за Луной появляется позднее. Что подвело к этому, в чём причина нам сложно сказать, это одна из загадок астроархеологии. Почему вначале одно, а потом другое светило интересовало жителей этого комплекса. Почему только позднее появляются каменные монолиты, позволяющие наблюдать за Луной не понятно. Стоунхендж имел три этапа застройки - деревянный, каменный и дополнение каменного.
Что касается Аркаима, то он не перестраивался. Но страна городов - большая и в ней есть поселения, которые перестраивались. Некоторые два, некоторые три раза. А вот Аланское, самое южное поселение перестраивалось 7 раз, первые его слои деревянные, а поздние - уже каменные. Изменялась также форма застройки поселений, например, квадратные сменялись круглыми. Возможно, это было связано с наблюдениями за звёздами.
Всё это позволяет сделать следующие выводы. Вся страна городов чётко сориентирована в пространстве. Если одно астрономическое событие нельзя зафиксировать в одном месте, то оно фиксировалось в другом. Привязка проводилась к природным ландшафтным точкам. Использовались как поселения, так и погребения.
Откуда сюда пришло население Аркаима? По многим факторам можно утверждать, что с земель причерноморья. Они строят свои жилища по южному типу, чтобы зимой было тепло, а летом прохладно. (возможно это подтверждает, что последователи Заратуштры пришли сюда с более южных мест государства Виштаспы? - С.К.) Наши, северные жилища устроены по другому - при входе тепловая воздушная подушка. А как этот народ оказался в причерноморье? По данным современных исследований, анализу Ригведы и Авесты можно утверждать, что с севера.
Сейчас разрабатываются два новых поселения страны городов, одно в Башкирии, другое в Казахстане. Башкирия очень бережно относится к своему прошлому. Там сейчас создаётся свой археологический заповедник площадью 350 квадр. км (у нас в Челябинской области только 40).
Мулдашев приезжал к нам в августе 2003 года со своей группой, на предмет исследования как Аркаим укладывается в его гипотезу. Сам он очень интересный человек, я с ним много беседовала, водила по Аркаиму. Группа скомплектована из первоклассных специалистов, каждый в своей области - геолог, биолог, специалист по энергетике и других профессионалов. Т.е. они собирают информацию с разных сторон, а потом делают вывод. Рассказывая об Аркаиме, я придерживалась проверенных научных фактов. На обратном пути он сказал, что разочарован Аркаимом, что он очень интересный археологический памятник, но в его теорию не укладывается. Окончательные выводы Мулдашев обещал сделать после общения с посетителями Аркаима. В тот же вечер состоялась эта встреча. Тогда у нас в гостях была уфимская группа, мы пытались его разговорить, чтобы он рассказал о своей теории. Одно дело прочитать, а другое услышать всё из уст автора, "живьём". Он немного порассказывал, а потом ушёл в сторону, стал интересоваться аномальными явлениями на Аркаиме. На прощании он пообещал, что в своей новой третьей книге сообщит о своих выводах об Аркаиме.
Вообще, теорий масса и все они так или иначе притягиваются человеком. Крайне редко обходится без этого. Но постоянно с этим сталкиваясь я пришла к выводу, что не стоит отрицать что-либо, что кажется нам невероятным. Со временем может быть произойдёт то, что докажет это. Про влияние местной энергетики я раньше была настроена очень критически, а теперь думаю, что, Бог его знает, всё может быть. Уж больно интересные люди встречаются за время работы здесь. Замеры энергии проводились здесь приборами, которые придумал человек, а другую энергию как измерить? Определённый магнитный фон здесь не может не быть, ведь вокруг выбросы магнетической лавы (например гора "Шаманка"), река Караганка протекает по тектоническому разлому, есть глубины в ней вблизи Аркаима до 14 метров.
По поводу особой энергетики. Я видела фотоснимок, который сделала одна из наших сотрудниц. Я очень критически ко всему этому отношусь. Если бы этот снимок мне показал чужой человек, я сказала бы: "Нет, ребята, что-то тут не так". Здесь же снимок делала моя знакомая, придерживающаяся тех же позиций, что и я. Она фотографировала своего трёхлетнего сына, который стоял и показывал рукой на что-то, на траву. Этого "что-то" при съёмках не было. На фото чётко видно, что сын показывает на что-то радужное, сидящее в позе лотоса. Когда снимки рассматривают при увеличении, то они обычно размываются, а тут он наоборот, стал ещё более четким и стали видны черты лица у сидящего. Вот этот случай меня поразил, тут нечего сказать. Хотя я сама много фотографирую и ничего такого у меня никогда не было.

10 июля 2004, Аркаим

 


   
Хостинг от uCoz